Несмотря на то, что Кремль достаточно умело маневрирует с политтехнологической точки зрения, это ничего не поменяет – он обречен на поражение, считает политолог и политтехнолог Аббас Галлямов. В эфире Настоящего Времени он поясняет, почему акция в поддержку Алексея Навального в один день с посланием Путина – хорошее решение, и чем рискует Кремль, не оказывая помощи оппозиционному политику.
– По данным сайта "ОВД-Инфо" на эту минуту (около 19:00 по московскому времени) по всей России задержаны 413 человек, в частности в Москве, где проходит самая многочисленная, на первый взгляд, акция – 18 тысяч человек. Давайте с вами разберем сегодняшние события с точки зрения политтехнологии. Насколько, как вам кажется, было удачным решение выводить людей в этот день?
– Это очень хорошее решение, это правильное решение. В день, когда Путин выступает с посланием, вывести людей – это значит, очевидно, перехватить у Путина повестку. Тем самым сторонники Навального подчеркивают еще раз, что они бросают вызов лично Путину, то есть они его лишают триумфа.
По идее сегодняшний день должен быть днем путинского триумфа: он что-то там сказал, обратился к нации, какие-то векторы задал. И все восхищенно обсуждают. А на фоне протестов это все не очень интересно даже. Вы же меня спрашиваете про протесты, а не про послание Путина.
Политическому классу послание оказалось менее интересным, чем протесты, – это, конечно, оскорбление для Путина. И, в общем, в этом смысле это удачная политтехнологическая находка. Главная сила Навального ведь в чем? В России же много протестных оппозиционных политиков, но его главная сила в том, что он, в отличие от остальных, не боится бросить вызов лично Путину, он не вокруг да около ходит, критикуя правительство, систему в целом, нет. Он прямо пальцем показывает на Путина и говорит: "Вот кто во всем виноват".
– По всей видимости, именно за такие показательные моменты лично он и сидит.
– Конечно.
– А насколько они действенны в плане тех требований, которые выдвигают участники протестов? Пойдет ли власть на то, чтобы допустить к нему гражданских врачей? Хотя сегодня уже Москалькова сказала, что каких-то гражданских врачей допустили, мы, правда, пока еще не знаем подробностей, но все же.
– Им, конечно, с самого начала надо было это сделать, потому что не бог весть какое требование. Речь же не идет о том, что "давайте, освободите его из тюрьмы". "Пустите к больному человеку врачей" – это не показатель какой-то слабости, и, наверное, можно было это сделать. Но Кремль ведь настолько зациклен на этой идее, что мы, дескать, не идем на поводу у протестующих, это идея фикс у них. И поэтому могут и не допустить, хотя, конечно, они рискуют, потому что здоровье-то Навального не железное, и не дай бог человек умрет.
В долгосрочном плане это будет очень сильным ударом по кремлевской легитимности, это дегуманизирует образ Путина окончательно. Ну да, от Навального они избавятся, окей, и на какое-то время, так сказать, смогут передохнуть, потому что Навальный – действительно крайне эффективный оппозиционер, и без него на время оппозиция ослабнет. Но рано или поздно же найдется кто-то другой. А противостоять этому другому будет уже сложно, потому что Путин уже в такого Кащея превратится, фигурально выражаясь. В нем человеческая составляющая вообще исчезнет. Ведь даже лоялисты, которые не любят Навального, все равно согласятся с тем, что убивать людей нехорошо.
– Аббас, а власти как действуют? Опять-таки, я не хочу рассуждений "хорошо-плохо" в плане этичном, моральном, законном, а в плане политических технологий – удачно или нет?
– Стратегию они избрали неудачную. А когда у тебя неправильная стратегия, то тактически твое маневрирование на самом деле не способно ничего изменить. Даже самые грамотные политтехнологи сейчас не спасут ситуацию для Кремля, потому что у Кремля не политтехнологическая проблема – у него политическая проблема. Он реально узурпировал власть и реально лишил общество вообще возможности влиять на проводимый курс.
А общество хочет этого, оно созрело уже. Вот раньше оно еще не дозревшее было, оно как тинейджер было, который еще подчинялся родителям. Все, люди выросли, общество развивается – это нормально, это естественно, через это все страны проходили. Российское общество, очевидно, тоже выросло уже, и оно требует: "Учитывайте наши мнения, вырабатывая курс".
А Путин отказывается это делать. И когда ты зашел в такой политический конфликт с обществом, тут политтехнологии не помогут. В целом Кремль достаточно умело маневрирует с политтехнологической точки зрения, но это ничего не поменяет. Он обречен на поражение.