Россия продолжает наступление в восточной части Харьковской области. И хотя начальник Генштаба ВСУ Анатолий Баргилевич 25 ноября заявил, что украинские военные отбили все атаки на Купянск и сейчас угрозы городу нет, десятки сел возле Купянска на левом берегу реки Оскол из-за наступления российской армии остаются без света, газа и связи, а также без транспортной доступности: понтоны и переправы через реку сейчас закрыты.
Корреспондент Настоящего Времени Борис Сачалко побывал в селах под Купянском. Он посмотрел, как там живут люди, и спросил их, боятся ли они снова оказаться в российской оккупации.
Лариса и Владимир – жители прифронтового села на левом берегу реки Оскол. Купянск, важный железнодорожный узел, на который наступает армия России, – за их спиной, по ту сторону реки.
Каждое утро для Ларисы и Владимира начинается с прогулки по окрестностям в поисках сотовой сети. Обычно связь ловит на пригорке – это всего в нескольких километрах от передовой. Лариса говорит, что позвонить им надо обязательно, их звонка ждут дети за границей. Также с телефонами по окрестностям ходят и другие жители деревни.
"Детям! В Италии они. У нас завтра внуку первый годик! – объясняют супруги необходимость звонка. – Мы его еще не видели, в руках его не держали!"
Владимир рассказывает, что он энергетик, а Лариса всю жизнь работала в больнице.
"Я училась в украинской школе и очень люблю украинский язык", – подчеркивает женщина. Связь им удается найти на самой окраине села.
"Сына, у нас все хорошо, мы живые-здоровые… Записалась мама на эвакуацию. Может, завтра", – сообщает детям Лариса. По словам Владимира, вещи Ларисы уже собраны и вернуться ей уже будет нельзя. Ее муж, по крайней мере пока, остается в селе с собакой.
"Я плакала. Такое впечатление, что это не со мной происходит. Такая растерянность. Не понимаешь, куда, что", – признается Лариса.
В селах под Купянском нет не только связи: обстрелами перебит также газопровод. А месяц назад в селе Ларисы и Владимира выключили свет.
"Работала бригада ребят, ремонтировали повреждения. Потом раз – и все, – жалуются местные жители. – Наверное, мы ненужные стали!"
На вопрос, боятся ли они оккупации, люди отвечают: "Страх есть. Мы уже пережили оккупацию. Но получилось, нас вызволили, мы два года на одном месте, и нас опять бросают!"
Тезис про то, что Киев "бросил" этот район Харьковской области, популярен в местных селах. Особенно с недавних пор, когда мосты, которые ведут с левого на правый берег Оскола, были подорваны из-за приближения фронта, а переправы и понтоны через реку была перекрыты. Это было сделано для того, чтобы защитить Купянск: город находится на правом берегу реки, а села, о которых идет речь, – на левом. И именно они первыми попадут под удар армии России, если наступление не будет сорвано.
Военные эксперты говорят, что сейчас российская армия пытается взять украинский гарнизон в "мешок" у реки и продвинуться к Осколу. Местные жители о том, что происходит на фронте, знают мало – из-за отсутствия интернета и телевидения. Раньше информацию о происходящем вместе с продуктами и гуманитарной помощью как-то передавали через Оскол. Теперь с этим сложно.
"Вот женщина есть – она работает в Харькове, она к нам приезжает. Недавно везла продуктов нам на 70 кг, и в Осиново ее не пустили, – рассказывают местные жители об ограничении движения в районе. – Опять на гору сюда поехала, и тут ее не пустили".
"Кусочка хлеба не привезут! – жалуется еще одна местная жительница. – Это хорошо, что у нас мука есть: я блинов напекла, и мы их едим. И борщ сварила, потому что картоха своя, и буряк свой. А так что делать?"
Местные магазинчики на левом берегу Оскола еще работают, кое-как завозя продукты, но продавцы говорят, что их запасы не вечны. Местные жители считают, что такие условия местная администрация создала для них специально, чтобы заставить людей выехать и дать вооруженным силам свободу действий: ведь воевать, когда рядом гражданские, сложно.
Но многие жители левобережья уезжать категорически не хотят.
"Мне 60, жене 75. Ехать в какой-то город, чтобы с нуля начинать? Это уже не тот возраст", – заявляет пожилой мужчина.
Часть фронта под Купянском держат танкисты 43-й бригады ВСУ. Они рассказывают, что российские военные постоянно штурмуют их позиции и, если находят слабые точки, бросают в эти уязвимые места все силы. Их подразделение натиск пока удерживает, но военные признают, что воевать им с каждым месяцем становится сложнее.
"Почему тяжелее? Потому что у них в начале войны не было дронов, как сейчас, – объясняет один из военных. – Сейчас на линии столкновения с противником дроны летают, как на трассе "Формулы-1". Но у нас есть противокумулятивные решетки от FPV-дронов, и вот, видите, РЭБ на танчике".
К сожалению, в одном месте российская армия все-таки смогла выйти к реке Оскол, перебив важную логистическую артерию ВСУ. Украинские военные говорят, что паниковать по этому поводу пока рано, но очевидно, что для удержания обороны Купянска нужны люди.
"Людей мало, никто не хочет идти, немного в обществе мнение о войне поменялось, если сравнивать с 2022 годом, – говорят военные. – У нас немного есть обида: у людей как будто войны нет!"