Когда в августе движение "Талибан" заявило о том, что установило полный контроль над Кабулом, а затем и над всей территорией Афганистана, из страны из страха перед талибами бежали сотни тысяч человек. Около двенадцати тысяч временно осели в соседнем Таджикистане. Как живут афганские беженцы в этой стране и что им пришлось пережить за прошедшие три месяца?
Хамида Мехрзод уже несколько месяцев живет в городе Вахдат вместе с двумя сестрами и матерью. Денег у афганской семьи немного: большая часть ушла на оплату небольшой квартиры на окраине города, а оставшиеся сбережения женщины планируют растянуть на полгода. В их рационе – только самые необходимые продукты питания.
"Мы в основном питаемся рисом, картофелем, овощами, которые покупаем на базаре, той же цветной капустой. Изредка покупаем курицу", – рассказывает Хамида Мехрзод.
По словам Турпекай, матери Хамиды, семья успела бежать из Кабула за несколько недель до прихода в столицу талибов: сделали визы в Таджикистан заранее. Но решение бежать и бросить все нажитое за долгие годы далось женщинам непросто.
"Человек не может просто одеться и уйти из дома. Конечно, мы раздумывали, как поступить, – рассказывает Турпекай Лашкари. – Я поговорила с сыновьями, которые находятся в миграции в Турции, они сказали, что оставаться в Кабуле нельзя. Одинокие женщины просто не выжили бы там".
По словам Хамиды, ее семья следит за новостями из Афганистана через своих знакомых и с каждым днем все четче осознает, что побег из страны был правильным решением. Во-первых, семья – хазарейцы, а талибы в основном принадлежат к пуштунам, и сейчас в Афганистане выселяют из домов представителей их этнической группы. Женщина рассказывает со ссылкой на знакомых, что в Афганистане были даже случаи убийства их соплеменников на национальной почве.
Во-вторых, Хамида по образованию экономист. А боевики "Талибана" не разрешают женщинам работать и даже выходить на улицу одной за продуктами.
"Главная проблема – в том, что из-за талибов жизнь стала небезопасной. Мы – женщины, и у нас в семье не было мужчины, поэтому нам нельзя одним выходить из дома, – объясняет Хамида Мехрзод. – Ночью нам было страшно спать, так как в дом могли прийти талибы. Или грабители могли влезть в дом, а мы в той ситуации были бы беззащитны, нам даже не к кому было бы обратиться за помощью. Как в таких условиях жить в Афганистане?"
Шахрбону Мехрзод – еще одна афганская беженка из этой семьи. Она медсестра по образованию и уже нашла несколько вакансий в Вахдате. Но к сожалению, говорит девушка, на этих должностях платят так мало, что она пока не пошла работать.
"Я ездила в одну из местных больниц и пыталась устроиться на работу. Медсестры, работавшие там, сказали, что получают 35-45 долларов в месяц, – рассказывает она. – Этого хватит только на транспортные расходы".
Шахрбону, как и другие женщины из ее семьи, говорит, что впервые за долгие годы чувствует, что живет в безопасности. Она рада, что оказалась в Таджикистане: по словам девушки, ее коллеги-женщины по кабульской больнице сидят дома или работают бесплатно – зарплату им не платят с лета. Но при этом все они живут в постоянном страхе перед талибами.
"Моя подруга все еще ходит на работу в больницу в Кабуле. Еще четыре девушки не работают, так как боятся талибов, – рассказывает Шахрбону. – У них нет отцов или других мужчин, чтобы смогли провожать на работу".
Анисгул Ахмади – тоже хазарейка. Она бежала в Таджикистан вместе с пятью несовершеннолетними детьми за несколько дней до того, как талибы объявили об установлении контроля над всем Афганистаном.
"Мы через Узбекистан прилетели сюда и сняли этот дом", – показывает она временное жилье в селе Камонгарони боло в Таджикистане.
Анисгул с детьми живет на деньги, которые иногда высылает ей муж: он находится на заработках в Европе. Еды им, по словам женщины, пока хватает, говорит Анисгул. Но многодетную мать беспокоит, как одеть детей и то, смогут ли они получить образование.
"Мои дети в школу не ходят. Таджикские школы не принимают детей беженцев, – рассказывает Анисгул Ахмади. – Я их не могу записать даже на курсы английского".
Анисгул рассказывает, что бежала из Афганистана, потому что боялась мести талибов. Женщина – единственная родственница хазарейского полевого командира, который погиб в боях с талибами: его имя она отказывается назвать из страха, что талибы найдут ее даже в безопасном Таджикистане. Анисгул говорит, что она и ее дети привыкли жить в осторожности.
"Вечером дети не выходят за ворота дома, боятся находиться на улице: они так приучены жить в Афганистане", – говорит она.
Власти Таджикистана мало помогают беженцам из Афганистана. Почти все афганские беженцы в Таджикистане живут в квартирах и домах, которые арендуют на собственные средства. Никаких программ по обустройству беженцев и их интеграции в Таджикистане нет. Возможно, именно по этой причине большинство афганцев говорят, что не рассматривают Таджикистан как место для будущей жизни, и рассчитывают перебраться в Евросоюз или США.