Раненый Александр Шевченко попал в плен в начале полномасштабной войны. Больше года его жена Оксана ждала возвращения мужа. Один из свидетелей подтвердил украинке, что Александр находился на территории России. Но в апреле 2023 года Оксане позвонили и сообщили, что есть совпадения по ДНК. Оказалось, что тело Александра Шевченко российская сторона передала Украине еще в июне 2022 года во время обмена, а идентифицировали его лишь десять месяцев спустя.
Оксана Шевченко похоронила мужа на кладбище села Григоровка Черниговской области. В браке с Александром она прожила 20 лет. Оксана – учительница украинского языка и литературы, ее муж работал электриком и таксистом. Когда российские войска вторглись в Черниговскую область, он вступил в тероборону.
"Я знаю, что они в местном клубе собирались, составили график дежурств. Дежурили по селу, ходили ночью в патрулях. В то время, наверное, все так поступали, потому что никто не знал, что это такое. Всем было страшно. И говорил мне, что каким-то образом я должен защитить тебя, нашу семью", – вспоминает вдова. В конце марта 2022 года во время обхода села Александр пропал вместе с другом. Его напарника Николая нашли застреленным. А мужа Оксаны, как позже выяснилось, российские военные ранили и взяли в плен.
"Когда я общалась с ребятами, которые были в плену с моим мужем, я им показывала фотографию, говорила, во что он был одет. Ребята подтвердили, что это действительно он. Привезли его вечером, он был тяжело ранен, но в сознании. По словам ребят, ориентировочно 31 марта россияне увезли его с собой", – рассказывает Оксана Шевченко. С помощью свидетелей украинка шаг за шагом восстанавливала события. Даже связывалась с российским военным, номер которого местные нашли в брошенной военной технике: "Он мне сказал, что тоже был ранен. Всех раненых пленных и российских солдат вывозили в Россию. Сначала где-то их здесь, в каком-то селе под городом Конотоп, стабилизировали, а потом вывозили всех в Россию. Он мне сказал, это мог быть Курск, потому что там был их палаточный городок".
Оксана искала мужа почти год. Писала в разные ведомства, но безрезультатно. "Я даже писала письмо в Россию. Путину писала. Я стучала во все двери, я действительно искала, я верила в то, что он жив. Я никогда не надеялась на такой результат, какой у нас есть", – говорит сквозь слезы вдова. Пока Оксана пыталась достучаться хоть куда-то, брат Александра сдал образцы ДНК. И вдруг эксперты обнаружили совпадение с одним из тел погибших, которые передали российские военные. Для подтверждения пробу ДНК сдал сын Александра Антон. Результат 99,9% привел Оксану в шок.
– Антон, как такое может быть? Нам же подтвердили, что он в плену. Я в это не верю. Что мы будем делать?
– Мама, мы будем хоронить.
– Кого мы будем хоронить?
"Он мне прислал фотографии тех останков, которые привезли. Я была в шоке от того, что я увидела. Я не могу понять, сколько времени прошло, чтобы довести тело до того состояния, которое я увидела. Там были одни кости", – вспоминает Оксана Шевченко. В морге женщине сказали, что тело ее мужа российские военные передали вместе с телами защитников "Азовстали" во время обмена в Запорожской области 4 июня 2022 года.
"В свидетельстве о смерти написано: “Донецкая область, город Мариуполь”. Точной даты смерти нет. Приблизительно апрель 2022 года. На здоровую голову это не налезает. У меня муж обменян в Запорожской области, у меня муж обменян как военнопленный, как защитник Мариуполя, защитник "Азовстали". Когда мы поехали забирать тело в Киев на Оранжерейную, я говорю: "Как это может быть? Он гражданский. Кроме теробороны, нигде не был. Оружие в руках не держал. Какая “Азовсталь"?" – рассказывает вдова.
Все эти несостыковки до последнего давали Оксане надежду, что, возможно, Александр жив и не стоит хоронить тело. Но сын в итоге настоял: "Я сделала то, что мне говорил ребенок. То, что говорили все вокруг. Уверяли, что мы все правильно делаем: "Муж все равно вернулся домой. И вы его похороните дома". Ну как можно с этим смириться? Когда ты увидишь человека, что это, действительно, твое, родное, но так случилось, что он погиб, то, возможно, было бы легче. Но жить с этим всем…"
С момента похорон прошло уже полгода, но у женщины до сих пор нет ответа на два главных вопроса: как в российском плену погиб ее муж и как его тело оказалось в Мариуполе? "Это очень страшно. Как жить дальше, я не знаю. Я хожу на работу, держу большое хозяйство. У меня есть огород. Я чем-то себя отвлекаю. Я понимаю, что нужно жить дальше. Ничего изменить нельзя. Но где-то в глубине души я не верю, что это он", – признается Оксана Шевченко.