Илье всего шесть лет, но он уже пережил немало горя. Вся его семья погибла во время многомесячной блокады Мариуполя российскими войсками. Ребенок единственный из семьи выжил: его спасли волонтеры.
Сейчас об Илье заботится семья Марии и Владимира Беспалых из Славянска Донецкой области. Супруги тоже потеряли все и были вынуждены покинуть свой город из-за постоянных обстрелов российской армии. Узнав историю Ильи, молодая пара взяла его под временную опеку. После окончания войны супруги хотят усыновить мальчика, который уже начинает называть их "папой" и "мамой".
Мама Илья погибла 26 февраля, через два дня после вторжения российских войск в Украину.
"26 февраля мама пошла на мост, никто не знает почему. И недавно мы узнали, что это была та страшная трагедия: мост взорвали. Там было много военных, все в воду попадало, страшная трагедия была. И мы подозреваем, что мама там как раз была, – рассказывает Мария Беспалова. – На следующий день папа оставил Илью соседям с свидетельством о рождении, пошел искать маму и не вернулся: был обстрел".
Мария рассказывает, что три недели Илья под бомбежками скитался с соседями по подвалам. Этот период у ребенка в какой-то момент из памяти полностью исчез: так на пережитое отреагировала его психика. Однако недавно, говорит Маша, Илья сам начал рассказывать о том, что ему пришлось пережить в Мариуполе.
"Он говорит: "Я так хотел кушать, что кушал игрушки своего друга". Вот такие моменты начал рассказывать", – объясняет женщина.
Владимир, муж Марии, говорит, что они ни в коем случае не давят на мальчика и не заставляют его помнить все, что с ним происходило. "Мы ничего стараемся не спрашивать. Но он сам, бывает, такое рассказывает, всплывает, – говорит он. – Все, что было в Мариуполе, начинает рассказывать потихоньку".
Илья говорит, что "до войны" ходил с мамой на море. "А когда война началась, нельзя стало далеко ходить в лес. Там мины ставят", – рассказывает он.
Из Мариуполя ребенка смогли забрать волонтеры. Они же увидели в соцсетях пост Маши и Вовы, которые тогда жили в Славянске и тоже занимались волонтерством, что они давно хотят усыновить ребенка. И предложили супругам взять Илью себе. Мария и Владимир подумали: это судьба.
"Я почувствовала, что вот, он наш. Вот такое совпадение, просто пост в социальных сетях. И вот так вот он нас нашел", – рассказывает Мария.
Сейчас они втроем живут в Киеве. Сюда Мария и Владимир переехали из Славянска, бросив дом на берегу реки: их родной город готовится штурмовать и регулярно обстреливает российская армия. Официально во время войны усыновление в Украине запрещено, поэтому Илья живет с Марией и Владимиром на условиях временной опеки. Но, как говорит женщина, некоторое время назад он уже начал называть Машу и Вову "мамой" и "папой".
"Он говорит: вот у меня умерли родители, а как я теперь тут буду сам на земле? Я ему объяснила, что это война, жестокая война. И такое бывает, к сожалению, – рассказывает Мария. – Но сказала ему: ты сейчас не один. Мы тебя забрали и будем о тебе заботиться. Мы будем тебя любить. Будем твоей семьей – но только если ты захочешь этого. Мы можем быть твоим мамой и папой. Потому что мама и папа теперь твои на небе. Они смотрят на тебя. Радуются за тебя. И он сказал: "Хорошо!" И согласился, чтоб мы были мама и папа".
"Он даже на площадке может закричать, где дети другие: "Папа, иди сюда!" – рассказывает Владимир. – Видно, что ему вот это нравится показывать, что он не один. Он даже с такой гордостью это говорит: "Папа, глянь, как я умею!"
"Он говорит: "Я вас никогда не брошу и буду самым лучшим сыночком, чтобы вы не огорчались мною!" – рассказывает Мария.
Недавно премьер-министр Великобритании Борис Джонсон написал открытое письмо всем украинским детям. А Илья решил послать главе британского правительства ответ. "Дорогой Борис Джонсон, я хочу, чтоб быстрее закончилась война, я хочу играть в футбол у себя в Мариуполе. У меня живет кошка Фрося". А еще мальчик попросил Марию и Владимира купить себе в комнату флаг Украины.