В Москве задержана еще одна мать тяжелобольного ребенка, которая не смогла получить необходимое ему лекарство от Минздрава и заказала его почтой, сообщила в фейсбуке заместитель директора детского хосписа "Дом с маяком" Лида Мониава. За последний год в России произошло несколько подобных случаев.
По ее словам, москвичку по имени Елена задержали в отделении почты номер 127495 в районе Лианозово. Мать заказала ребенку почтой противосудорожный препарат "Фризиум". Он до сих пор не зарегистрирован в России, несмотря на многочисленные просьбы родителей больных детей это сделать.
"У ребенка эпилепсия. Врач назначил фризиум, аналогов в России нет, – пересказывает историю Елены Мониава. Когда, по ее словам, женщина получила на почте посылку с лекарством, "сзади к ней подошли два сотрудника с удостоверениями из таможенной службы, отдела по борьбе с контрабандой наркотиков".
Мать допросили, посылку с препаратом изъяли, а дома у семьи провели обыск, в ходе которого забрали системный блок компьютера. Позже юрист детского хосписа "Дом с маяком" Екатерина Романова расказала, что женщина, находится в статусе свидетеля по уголовному делу:
"Дело возбуждено "по факту", а не "в отношении лица". По нему наша
мама находится в статусе свидетеля. Пока ей ничего "не угрожает", -
сказал юрист.
Она не стала уточнять, по какой именно статье Уголовного кодекса
возбуждено дело и кто ведет следствие. "Нас об этом не уведомляли. Когда в отношении человека не возбуждено дело, его с документами не знакомят", - пояснила Романова.
В июле в Москве задержали Елену Боголюбову, еще одну маму неизлечимо больного ребенка. Она также заказала "Фризиум" через интернет. Сотрудники таможни также утверждали, что экспертиза нашла в лекарстве психотропные вещества. Женщину отпустили только после звонков главы Фонда помощи хосписам "Вера" Нюты Федермессер в правительство, дело на нее в итоге заводить не стали.
В 2018 году уголовное дело было заведено на Екатерину Коннову. Женщина хотела перепродать микроклизмы с диазепамом, еще одним противосудорожным препаратом, которые когда-то покупала для сына-эпилептика, ее обвинили в сбыте наркотиков. Ей грозило восемь лет тюрьмы, но после того, как дело привлекло внимание прессы и общественных организаций, Министерство внутренних дел России отменило постановление о возбуждении.
Мониава отмечает, что каждый день в ее организацию "звонят и пишут сотни родителей, чьим детям нужны фризиум, сабрил, микроклизмы диазепама и другие не зарегистрированные в РФ препараты". Она настаивает на том, чтобы Московский эндокринный завод срочно провел адресную закупку лекарств для пациентов, а Минздрав в ускоренном порядке зарегистрировал в России несколько препаратов: диазепам (в свечах и микроклизмах), клобазам, мидазолам (для буккального введения), фенобарбитал в инъекционной форме и в виде сиропа, фенитоин (инъекционная форма), этосуксимид (сироп), сультиам, стирипентол, вигабатрин. Только такие меры, по ее словам, способны "вывести родителей неизлечимо больных из-под угрозы новых и новых уголовных преследований".
В Минздраве после поста Мониавы заявили, что в ближайшее время подготовят экспертное заключение по эффективности "Фризиума" и о том, можно ли его заменить "комбинациями зарегистрированных в России препаратов".
В министерстве также заявили, что за последний год Минздравом "реализован комплекс мер по повышению доступности противоэпилептических лекарственных препаратов".