Московский городской суд 4 апреля начинает рассматривать по существу уголовное дело по обвинению в госизмене в отношении журналиста Ивана Сафронова.
Процесс будет закрытым от слушателей и СМИ якобы из-за наличия материалов с грифом "секретно". "Медуза" публикует текст обращения Ивана Сафронова к суду, с которым он планирует выступить на первом заседании. Его передал редакции адвокат Иван Павлов, участвовавший в защите журналиста.
Обращение Сафронова к суду начинается с того, что он не признает себя виновным в шпионаже и считает предъявленное ему обвинение недопустимым и незаконным.
По словам Сафронова, поставленные ему в вину действия сводятся исключительно к его профессиональной журналистской деятельности. Все сведения, относящиеся к предмету его профессии – военной журналистике, – он получал из открытых источников. В его статьях не содержалось ни одной буквы и ни одной цифры, которые были бы получены тайно и тем более незаконно, говорится в обращении Сафронова к суду.
Кроме того, в материалах дела прямо утверждается, что следствие не установило, какие сведения, составляющие гостайну, журналист якобы собирал. Этих данных нет ни в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, ни в обвинительном заключении, вам не сообщают какое именно преступление вы совершили, и когда. "Как вы будете защищаться от этого абсурда?" – задается вопросом Сафронов.
Во время предварительного следствия журналист многократно просил следователя предоставить ему возможность доказать свою невиновность. Однако следствие отказывало ему и его адвокатам во всех ходатайствах. По мнению Сафронова, лишать возможности защищаться обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления с санкцией до 20 лет тюрьмы – это преступление против правосудия.
Ранее следователь, а затем суд запретили адвокатам Сафронова делать заметки при знакомстве с материалами дела, объясняя это их секретным характером.
На сегодняшнем заседании Мосгорсуда Иван Сафронов намерен обратиться к суду с просьбой в восстановлении его нарушенного права на защиту, которое должно выражаться в следующем: сторона обвинения должна разъяснить суть предъявленного ему обвинения; в суд должны быть вызваны все свидетели защиты; самому журналисту должен быть обеспечен выход в интернет, чтобы он мог доказать, что вся собранная и распространенная им информация находилась в открытом доступе; Сафронову и его адвокатам должен быть обеспечен доступ ко всем материалам дела.
Сафронова, который работал на тот момент советником главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, арестовали 7 июля 2020 года по обвинению в госизмене. По версии ФСБ, он якобы сотрудничал со спецслужбами Чехии и предоставил им в 2017 году данные о поставках оружия из России в страны Африки и информацию о деятельности Вооруженных сил РФ на Ближнем Востоке. Однако какая именно информация была передана, неизвестно. Рогозин, со своей стороны, заявлял, что доступа к секретной информации в "Роскосмосе" Сафронов не имел. Сам Сафронов вину не признает.
Защита Сафронова неоднократно отмечала, что из дела неясно, в чем именно обвиняют журналиста. В "Команде 29" в марте 2021 года указывали, что с момента избрания меры пресечения прошло несколько месяцев, но "следствие так и не представило суду ни доказательств имеющихся против Ивана подозрений, ни документов, подтверждающих, что Иван может куда-то скрыться".