В Москве по подозрению в госизмене задержали советника главы корпорации "Роскосмос", бывшего журналиста газет "Коммерсант" и "Ведомости" Ивана Сафронова. По статье о госизмене Сафронову грозит до 20 лет лишения свободы, он вины не признает.
Вечером Лефортовский районный суд Москвы арестовал журналиста на два месяца.
ФСБ утверждает, что Иван Сафронов передавал "представителю спецслужбы одной из стран НАТО сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России", передает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ведомства. Сафронов вину не признает.
Через несколько часов после задержания коллеги и знакомые Сафронова пришли на Лубянку с одиночными пикетами в поддержку журналиста. По последним данным, задержаны 28 человек. На них составляют протоколы по части 5 статьи 20.2 КоАП (нарушение правил порядка проведения пикетирования), предполагающей до 20 тысяч рублей штрафа, и по статье 20.6.1. КоАП (невыполнение правил поведения при угрозе ЧС).
Среди них журналистка Елена Черненко, заместитель заведующего отделом "Коммерсанта" Александр Черных, журналистки того же издания Кира Дюрягина и Марианна Беленькая, Галина Сахаревич из "Батенька, да вы трансформер", Полина Никольская из Reuters, Анна Зиброва, журналистка издания "Такие дела" Анастасия Платонова, а также Ольга Чуракова из издания "Проект".
Задержана также Ксения Собчак. Она приехала на Лубянку в футболке с надписью "Свободу Ивану Сафронову". Когда к ней подошли сотрудники полиции, Собчак заявила им, что приехала по работе, пишет "Медуза".
Вышедшие на пикет требуют справедливого расследования дела Сафронова и раскрытия всей информации, за что он арестован.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков при этом заявил, что задержание Сафронова "не связано с его журналистской деятельностью":
"Он обвиняется в статье по госизмене, в передаче секретных данных зарубежным разведкам. Насколько мы осведомлены, это задержание никоим образом не связано с журналистской деятельностью, которой прежде занимался Сафронов", – сказал Песков.
Позже во вторник полиция пришла с обыском в квартиру журналистки Таисии Бекбулатовой, которая была близко знакома с Сафроновым:
Последние два месяца Сафронов работал советником главы корпорации "Роскосмос" Дмитрия Рогозина, занимался выстраиванием информационной политики внутри госкорпорации и входящих в нее предприятий, а также курировал некоторые спецпрограммы. Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заявил, что доступа к секретной информации Сафронов не имел:
"Полтора месяца назад он был приглашен для освещения деятельности "Роскосмоса". Доступа к закрытой информации не имел", – сообщил Рогозин. Он также сказал, что в течение нескольких лет знал Сафронова как журналиста, глубоко разбиравшегося в материале, который он готовил к публикациям в газете "Коммерсант". "Не сомневался в его высоком профессионализме и личной порядочности", – заметил Рогозин и заявил, что "следствие во всем объективно разберется".
Во время работы в СМИ Сафронов освещал деятельность оборонно-промышленного комплекса, космическую промышленность, а также военное и военно-техническое сотрудничество.
По словам адвоката Ивана Павлова, дело Сафронова – первый случай обвинения журналиста по статье о госизмене почти за 20 лет. До этого за госизмену в России был осужден журналист Григорий Пасько в 2001 году:
Издание The Bell напоминает, что издательский дом "Коммерсант" также могут привлечь к административной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Причины возбуждения дела не называются, однако издание связывает это с исчезновением в мае с сайта "Коммерсанта" статьи о контракте на поставку в Египет истребителей Су-35. После ее публикации госсекретарь США Майк Помпео угрожал Египту санкциями в случае покупки российских самолетов.
Одним из авторов статьи был Иван Сафронов, его в начале мая уволили из "Коммерсанта" из-за статьи о возможном уходе Валентины Матвиенко из Совета Федерации. Второй автор, Александра Джорджевич, в числе других сотрудников отдела политики покинула издание в знак солидарности. Журналисты обвинили руководство и акционеров издания в давлении на журналистов и цензуре.
Гендиректор "Коммерсанта" Владимир Желонкин сообщил "Открытым медиа", что к изданию в последнее время не было замечаний в связи с заметкой о поставках российских истребителей. Он считает, что к тексту не может быть претензий о разглашении гостайны.