В Москве одновременно с новой волной коронавируса начались полицейские облавы на тех, кто не носит маски и перчатки в транспорте и в магазинах. К охоте привлекают не только полицию и охрану метрополитена, но и журналистов государственных СМИ: те снимают нарушителей и показывают их в эфире.
Екатерина Червякова 20 октября ехала утром на работу. В 9:45 ее в метро грубо остановил патруль.
"Ко мне подошли два полицейских, такие высокие. Говорят: "А где ваши перчатки?" – рассказывает женщина. – Один меня схватил за руки, выкрутил мне руки и начал направлять к выходу: мол, пройдемте в отделение".
"В этот момент я слышу, как к нам бегут эти журналисты и все это снимают, – возмущается она. – У меня было чувство, что они испытывают какой-то садистический кайф от того, что происходит! И главное: меня делают преступницей на ровном месте!"
В день, когда оштрафовали Екатерину, работу "масочных" патрулей снимал канал ТВЦ, который контролируется властями Москвы.
"Я им говорю: "Вы что, будете снимать это насилие? Я не буду с вами разговаривать, особенно после этого хамского отношения к людям", – вспоминает Екатерина. По ее словам, журналисты своими действиями "нарушили все границы".
Но в итоге протокол Екатерине так и выписывали в присутствии журналистов. Женщину оштрафовали на тысячу рублей ($13). Причем штраф она в итоге получила вовсе не за отсутствие перчаток, которые предписали носить московские власти, а за неповиновение сотрудникам полиции: в протоколе написано, что она якобы отказалась показать им свой паспорт. В полиции женщина провела 10 часов и вернулась домой лишь в восемь часов вечера.
Юрист Дмитрий Миняев говорит, что видео, которое Екатерина сняла во время задержания, поможет обжаловать штраф.
"На видео видно, что паспорт она дала сама, – видео Екатерины у нас есть в распоряжении, мы его везде выкладываем, везде предоставляем", – говорит юрист. Червякова также говорит о том, что полицейские превысили свои полномочия и применили к ней физическую силу: ударили ее и толкали.
"Из какой-то медицинской области, эпидемиологической, все это перешло в разряд карательной, – комментирует ее дело Миняев. – Реально масочный режим в Москве давно, но сейчас начался какой-то странный контроль за его соблюдением. Нет, чтобы полиции подойти и сделать замечание человеку, спросить: "Где ваша маска?" Большинство адекватно отреагирует. Нет, им надо этого человека крутить-винтить и выписывать ему какие-то непонятные совершенно определения и протоколы".
Носить в метро и маски, и перчатки власти действительно обязали москвичей еще в мае. В августе мэрия Москвы отчиталась, что за май, июнь и июль за отсутствие масок оштрафовали 42 тысячи человек. Но в последние недели штрафовать стали еще и за отсутствие перчаток. При этом, например, за вход без средств защиты в метро штраф получает сам пассажир. А если человека без перчаток обслужат в ресторане или кафе – за это оштрафуют уже предприятие общепита. И штраф для бизнеса в этом случае — в 20 раз больше, чем для физического лица.
На запрос Настоящего Времени, на какую сумму оштрафовали москвичей за отсутствие средств защиты за осенние месяцы, во время второй волны коронавируса, в мэрии Москвы не ответили. Ольга Титова, которую также оштрафовали в метро, уверена: у полиции нет цели просто контролировать, надевают ли пассажиры перчатки. У них есть цель штрафовать.
"Меня после турникетов метро остановил сотрудник метрополитена. Я сразу же спросила – можно ли вернуться обратно? И сказала, что ок, если вы беспокоитесь за мою безопасность – можно ли я куплю перчатки? Обычно они продаются в кассах, – говорит Ольга Титова. – Но мне сказали: "Нет, все, вы уже пойманы, проходите к столу, чтобы оформить акт".
"Когда я стояла, я заметила, что останавливают только девушек, школьников и пенсионеров", – замечает Титова.
Инфекционисты при этом ношение перчаток считают избыточной и неэффективной мерой в борьбе с распространением COVID-19, в отличие от ношения масок. Неделю назад об этом заявил даже главный инфекционист российского Минздрава Владимир Чуланов:
"Кто-то их снимает и кладет в карман, чтобы потом снова надеть. Кто-то носит матерчатые, – пояснил он. – Очевидно, что люди их не постоянно носят, а просто для вида: то надевают, то снимают. Это ничем не спасает, а, наоборот, создает риски. С моей точки зрения, более эффективный способ борьбы с контактным путем передачи вируса – обработка рук кожными антисептиками при входе и выходе из общественного транспорта".
Эпидемиолог Василий Власов поддерживает эту точку зрения и настаивает, что "в отношении эффективности использования перчаток нет никаких данных о том, что они эффективны".
"Москва, кажется, единственный большой город на этой планете, где пытаются бороться с распространением COVID, надевая на людей перчатки, – говорит он. – А ведь этот вирус не опасен, когда попадает на кожу: он опасен, когда попадает на слизистые. А если люди надевают на себя эти перчатки, и ходят в этих перчатках, и трогают себя, окружающие свои предметы, часы, бумажники, телефоны своими перчатками, потом снимают эти перчатки и пользуются теми же предметами, то совершенно очевидно, что они этими перчатками переносят заразу точно так же".
Но, несмотря на заявления медиков и даже чиновников Минздрава, отменять перчаточный режим в Москве никто не собираются: мэр Сергей Собянин четко заявил об этом 28 октября. Так что в московском метро полицейские продолжают штрафовать москвичей.