В Москве 22 августа пройдет новый митинг против строительства шоссе на месте ядерного могильника. На юго-востоке российской столицы власти собираются построить участок юго-восточной хорды. Новая дорога должна пересечь берег Москвы-реки в том самом месте, где в советское время годами захоранивали радиоактивные уран и торий.
Большинство жителей Москвы никогда не узнали бы об этом месте, если бы московские власти не решили проложить здесь, на месте могильника радиоактивных отходов, новую дорогу.
Буквально у забора Московского завода полиметаллов видно и слышно действующую железную дорогу и платформу "Москворечье". Даже здесь дозиметр пищит и показывает около одного микрозиверта в час – это вдвое превышает норму.
Юго-восточная хорда – часть еще одного транспортного кольца в Москве. Она должна пройти рядом с заводом и вплотную к железной дороге.
С 1934 по 1972 год Московский завод полиметаллов производил из руды радиоактивные уран и торий, отходы захоранивали здесь же. Сейчас ядерный могильник оказался вплотную к месту будущей стройки.
Муниципальный депутат района Лефортово Павел Тарасов показывает это место и говорит, что стоит вырыть небольшую яму, и дозиметр показывает радиационный фон в 20 раз выше нормы.
"Вот, кстати, какой-то уголок металлический торчит: возможно, это лом конструкций, которые на себе что-то имели. 10.8, 10.7 микрозиверта в час – около тысячи микрорентген. И это нашим бытовым приборчиком, которым можно измерять продукты", – показывает Павел Тарасов.
Проект строительства дороги был утвержден в конце 2018 года. Когда о стройке на месте ядерных захоронений стали писать журналисты, жители московских районов Курьяново и Сабурово, ближайших к могильнику, вышли на митинг, чтобы остановить стройку.
На территорию рядом с заводом полиметаллов российское отделение Гринпис обращало внимание еще в 2011 году. После озвученных московской мэрией планов построить дорогу новое исследование радиационной обстановки экологи заказали у экспертов Московского государственного университета.
"Пробы, которые мы взяли и отдали на анализ в МГУ, – в них были найдены изотопы радия, тория и урана. Их суммарная альфа-активность в 12 раз выше, чем чтобы признать радиоактивными отходами, – рассказывает Константин Фомин, медиакоординатор Greenpeace Россия. – Это не значит, что там только эти вещества: по-хорошему, там нужно проводить официально исследование".
Эти исследования московские чиновники "не заметили". Заммэра Москвы Марат Хуснуллин в интервью РБК сказал, что о могильнике на месте стройки узнал из прессы. Сейчас эту территорию огородили забором – там изучают уровень радиации на поверхности земли. Депутат Павел Тарасов уверен, что в установлении реальной радиационной обстановки власти не заинтересованы.
"Слой радиоактивных элементов присыпан. На поверхности значения ниже. Любая ямка дает повышенное значение. Они будут вынуждены это скрывать, – считает депутат. – Здесь планируются локальные очистные сооружения, куда будут стекать разные ливневые стоки с трассы. Здесь будет работать экскаватор – и вот это всё будет открыто. И что там на глубине – никто даже не пытался исследовать. Мы сколько ходили по склону – нет ни одной дырки от геологических исследований".
В июле пресс-служба Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы выпустила официальный комментарий на тему строительства трассы: об уровне радиации в нем нет ни слова.
"Хорда и мост в ее составе через Москву-реку не затрагивают территорию могильника. Проектируемые объекты мостового перехода Юго-Восточной хорды не затрагивают вышеуказанные участки".
Начать строить дорогу вплотную к могильнику должны в октябре – работы запланированы на IV квартал 2019 года. Активисты обещают новые митинги против строительства.
"Россия испещрена временными хранилищами"
Где в России можно жить, не опасаясь радиационного заражения, в эфире программы "Вечер" рассказал эколог Алексей Климов.
— Даже если мы смотрим карту размещения радиоактивных отходов, которые не секретные, на сайте национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, мы видим, что территория России буквально испещрена такими временными хранилищами.
Плюс надо не забывать места проведения так называемых "мирных" ядерных взрывов, которые практиковались в советское время.
Поэтому выбор места, где нет ничего радиационно опасного и не будет, что вам туда не привезут радиационных отходов, это специальная задача, которую нужно решать.
Проблема еще в том, что многие эти временные хранилища или временные места дислокации радиоактивных отходов – они ни в чьей собственности, то есть бесхозные. Что с ними делать?..