Суд в Ростове-на-Дону приговорил к реальным срокам 19-летнего Яна Сидорова и 24-летнего Владислава Мордасова, признав их виновными в организации массовых беспорядков и участии в них, а также попытке свергнуть областное правительство. Мордасова приговорили к 6 годам и 7 месяцам колонии строгого режима, Сидорова – к 6 годам и шести месяцам колонии.
Сидоров – студент колледжа Южно-Российского института управления РАНХиГС, Мордасов – рабочий-литейщик. Их задержали 5 ноября 2017 года в Ростове-на-Дону во время пикета у здания областного правительства. В этот день они с громкоговорителями и плакатами вышли на площадь Советов отстаивать права ростовских погорельцев (весной 2017 года в городе сгорел целый квартал старых домов) и дольщиков. Но как только они развернули транспаранты в поддержку этих групп, их сразу же задержала полиция.
На следующий день после того, как молодых людей задержали, Кировский районный суд признал их виновными в проведении несогласованного митинга: Сидоров и Мордасов получили по семь суток ареста.
Однако позже на них было заведено новое дело, уже о массовых беспорядках.
Оперативник, который задерживал Мордасова и Сидорова, заявил в суде, что "в руках у одного из них была бита, другие были в наколенниках и налокотниках и вели себя вызывающе". В документах следствия было сказано, что молодые люди якобы хотели "совершить провокации" в отношении задерживавших их силовиков, а их действия были направлены "на протестную активность присутствующих лиц, собирание толпы". Также у Мордасова изъяли "ремень с металлической бляхой, которую можно было использовать в качестве оружия".
Следствие попыталось связать двух молодых людей с Вячеславом Мальцевым, лидером запрещенного в России движения "Артподготовка". Сам Мальцев на протяжении нескольких лет обещал, что 5 ноября 2017 года в России якобы произойдет революция.
В итоге сама "Артподготовка" в 2017 году была запрещена в России и признана судом экстремистской организацией, а Мальцев уехал за границу, где получил политическое убежище. Никаких беспорядков ни в Москве, ни в других городах в обещанный им день не произошло.
Оба молодых человека сообщили правозащитникам об избиении и пытках в отделе полиции, спецприемнике и здании ростовского управления СК, которыми из них пытались выбить нужные следователям показания о подготовке беспорядков.
Мордасов утверждал, что к нему применяли пытку "слоник": на него надели противогаз и несколько раз подряд перекрывали кислород, пока он не начинал задыхаться и биться в конвульсиях. Когда он и после "слоника" отказался сотрудничать, следователи повалили Влада на пол, начали пинать ногами и вытирать свои ботинки об лицо. После такого давления он подписал признание.
Перед судом обоих фигурантов дела два года держали в СИЗО.
Дедушка Сидорова заявил, что местные следователи "поторопились с тем, что доложили в Москву, что в Ростове разоблачена ячейка "Артподоготовки", а ее организаторы арестованы".
"Когда очнулись, то сдавать назад было поздно. Я детально разобрался в деталях уголовного дела. Оно сфабриковано", — подчеркнул он.
Правозащитная организация Amnesty International признала Сидорова и Мордасова политзаключенными и также настаивает, что обвинения в их адрес были полностью сфабрикованы. По мнению правозащитников, российские власти нарушили права молодых людей на свободу мирных собраний, свободу выражения мнений, права на личную неприкосновенность и справедливый суд.
В апреле 2019 года суд в Волгограде также дал реальные сроки пятерым активистам движения "Артподготовка", признав их виновными в подготовке к участию в массовых беспорядках 5 ноября 2017 года в Москве. Уголовные дела по обвинениям в терроризме, экстремизме и массовых беспорядках были заведены в отношении десятков других сторонников Вячеслава Мальцева в разных городах России.
"Как дорого обходится попытка заступиться за слабых". Комментарий Ольги Романовой
Правозащитница, журналистка и глава "Руси сидящей" Ольга Романова в эфире Настоящего Времени прокомментировала приговор, вынесенный в Ростове-на-Дону Владиславу Мордасову, Яну Сидорову и Вячеславу Шашмину:
— Я напомню, Яну Сидорову за несколько дней до того, как он вышел на площадь перед ростовской администрацией, исполнилось 18 лет – в общем, это дети. Все, что сделали эти ребята – вышли с плакатами с требованием помочь погорельцам.
Это, в общем, не то чтобы невинное действие – а абсолютно справедливое гражданское действие. Это гражданский поступок нормальных зрелых граждан нормальной страны: требовать от администрации, то есть от нанятых нами менеджеров за наши деньги, за наши налоги, исполнения их долга. И вот за этот гражданский поступок парни получили сегодня по 6,5 лет и 6 лет 7 месяцев лишения свободы в строгом режиме.
Все эти годы никто из погорельцев не проявил солидарности, не проявил своей заинтересованности в судьбах этих парней. Однако все-таки удалось "раскачать", и на последних заседаниях эти погорельцы появились и выражали свое сочувствие. Очень жаль, что так поздно, – [но] спасибо, что пришли. Спасибо, что пришли и, я надеюсь, прочувствовали, как дорого обходится обществу равнодушие. Как дорого обходится обществу попытка заступиться за слабых сих.
Еще одна очень печальная вещь: эти парни сидят с 2017 года, а публика любит "свежих" зеков. Любую, самую раскрученную фигуру, через год забывают. Я знаю, что сегодня, например, узник "московского дела" Константин Котов получает примерно сто писем в день. Это очень хорошо! Если он будет получать через год два письма, я буду счастлива. Поэтому очень важно: не забывайте людей, которые сели за вас или за свои убеждения или за то, чтобы когда-нибудь наши дети, или наши внуки, или наши правнуки жили в нормальной стране.