Ссылки

Новость часа

Три мамы и детство в тюрьме: на "Артдокфесте" показали фильм "Мама для Юли"


В Риге на фестивале "Артдокфест" состоялась национальная премьера документального фильма Натальи Кадыровой "Мама для Юли" – истории девочки, родившейся в тюрьме и за несколько лет сменившей трех мам.

Фильм создан при поддержке Настоящего Времени.

Юля, как и тысячи российских детей, родилась в тюрьме. По закону ребенок может находиться с матерью в колонии до трехлетнего возраста, после этого его переводят в детский дом. Аня – мать Юли –отбывает 10-летний срок в колонии за убийство, а значит, Юле предстояло провести в детдоме ближайшие семь лет. Аня надеялась, что ее родная сестра Лена сможет забрать девочку из колонии домой и спасти Юлю от ужасов детдома. Но она отказалась.

Осенью 2012-го, когда девочке исполнилось три года, в жизни Юли и Ани появилась женщина по имени Наташа. Она согласилась взять над Юлей опекунство на время, пока Аня находится в тюрьме. Все родительские права на этот срок остались за биологической мамой. ​И хотя бюрократически это было непросто, Наташа смогла увезти Юлю к себе в Москву и начать постепенную реабилитацию девочки после тюремной жизни. Вместе с этим Наташа регулярно привозила дочь на свидания, звонила Ане и присылала ей фотографии.

Российские тюрьмы почти не приспособлены ни для родов, ни для проживания с детьми, рассказывают правозащитники. На роды женщин везут только когда уже начинаются схватки. Всего в России 13 колоний с домами ребенка – туда этапируют женщин с маленькими детьми. Но через три года их разлучают.

"За прошлый год в российских колониях погибло двое детей, и никто об этом громко не говорит. Двое детей на 500 детей – это много, ведь если бы у нас была такая детская смертность в каком-нибудь районе – это было бы ЧП. А для колонии это считается нормально. Причем один ребенок захлебнулся при кормлении, потому что его изъяли у мамы, и он находился в доме ребенка при колонии, где одна санитарка на десятки детей", – рассказывает автор проекта "Женщина. Тюрьма. Общество" Леонид Агафонов.

Кадр из фильма "Мама для Юли"
Кадр из фильма "Мама для Юли"

Юле повезло. Она жила у Наташи, адаптировалась к нормальной жизни, к обществу, начала говорить, избавилась от страхов. Но через два года Лена, родная сестра биологической мамы Юли, все-таки решила забрать ребенка к себе. Несмотря на то, что Наташа привязалась к девочке, она отдала ее тете. Так Юля приобрела вторую семью.

Когда девочке исполнилось шесть, маму освободили по УДО. Казалось бы, история должна была получиться со счастливым концом: Аня воссоединилась с дочерью, а потом и встретила мужчину. Но новоиспеченный отец пил, вскоре стал бить Аню, потом она запила сама.

Наташа и Лена поддерживали связь с Аней, помогали материально, забирали Юлю на праздники и выходные. Иногда девочка "задерживалась" в гостях. Наташа стала крестной мамой Юли, чтобы быть ближе и непосредственно участвовать в решении проблем семьи.

"Ну что, когда ты явишься? Наташка приехала, может, поможет, чтобы мы тебя закодировали, зашили. Потому что не можешь ты по-хорошему", – угрожают по телефону две приемные мамы. Они переживают за судьбу девочки и продолжают чувствовать за нее ответственность.

Фильм заканчивается тем, что семилетняя Юля идет в первый класс. Собирает девочку тетя Лена под шум телевизора. В очередной политической программе Первого канала депутат Яровая упрекает чиновников за связи с Европой.

Кадр из фильма "Мама для Юли"
Кадр из фильма "Мама для Юли"

Идея фильма пришла режиссеру Наталье Кадыровой во время съемок предыдущего проекта "Анатомия любви" (2012). Юля и Аня были его героинями. Во время показа, который организовала правозащитная организация "Русь сидящая", одна из зрительниц захотела стать волонтером и взять Юлю к себе. Этим волонтером была Наташа.

"Русь сидящая" оказывает помощь заключенным. У организации есть проект "Тюремные дети", в котором для детей, рожденных в колонии, подыскивается семья на время пребывания их матерей в заключении.

"Сейчас Юля пять дней в неделю живет в интернате для детей с особенностями развития, иногда на выходные ее забирает к себе тетя. Мать так же постоянно пьет. Юля совершенно здорова. Просто этот интернат ближе всего находится к деревне, где живут ее мать и тетя", – рассказывает о жизни девочки после фильма режиссер Наталья Кадырова. У волонтера Наташи родился свой ребенок. По этой и другим причинам она занялась своей жизнью, говорит режиссер.

Телеканал "Настоящее Время" будет показывать этот документальный фильм в программе "Реальное кино" в новом телесезоне – с началом 2020 года.

XS
SM
MD
LG