47-летний предприниматель из Якутии Айк Арутюнян, у которого есть гражданства России и Армении, в конце июля записал видео: он рассказал, что его заставили подписать контракт и поехать на войну в Украину.
Там командиры сначала посадили его в яму за употребление спиртного, а потом без подготовки решили отправить на штурм "как пушечное мясо". Знакомые Айка говорят, что на войну его вынудили отправиться после конфликта с местным прокурором и под угрозой уголовного дела. Арутюнян просит помощи у своей соотечественницы, одной из главных кремлевских пропагандисток Маргариты Симоньян, а его жена считает, что видео с фронта ее мужа обманом заставили записать украинские военные.
Историю Айка Арутюняна рассказывают Сибирь.Реалии.
На видео Арутюнян говорит, что служит в первом батальоне полка номер 1472. Он жалуется, что на протяжении пяти месяцев, которые он был на фронте, ему не давали ни одной увольнительной – именно усталостью и нервным напряжением от войны он объясняет то, что командиры поймали его с сослуживцами на выпивке. Арутюнян говорит, что там, где он служит, пьют все, но наказали его одного – по его версии, это произошло, потому что он не русский.
"Все русские пьют, сами знаете. Но зачем именно меня, армянина? Что я не русский, что им плевать на меня, что ли, что отправляют на пушечное мясо?" – задает вопрос Арутюнян на видео. После этого он просит о помощи пропагандистку Маргариту Симоньян.
В ролике продолжительностью чуть более двух минут нет ни слова о том, как именно Айк оказался в рядах российских вооруженных сил, воюющих против Украины.
Достоверных сведений о том, где он сейчас находится, нет. Никаких сведений об этом его жене Светлане Арутюнян ни Минобороны РФ, ни воинская часть, по ее словам, не предоставили.
Близкие Арутюняна рассказали Сибирь.Реалиям, что он попал на фронт после случайного конфликта с прокурором Якутска (который в тот момент находился не при исполнении). По их словам, на Арутюняна после этого инцидента завели уголовное дело по статье об оскорблении представителя власти и угрожали ему реальным сроком. В обмен на отмену преследования его и заставили подписать контракт с Минобороны РФ.
"Мне 47 лет, какой из меня штурмовик? Меня не подготовили и хотят отправить – как они любят говорить – на пушечное мясо", – говорит Айк Арутюнян в видео.
По словам родных и знакомых Арутюняна, у которого есть гражданство и Армении, и России, мужчина жил с женой и дочерью в небольшом поселке Мохсоголлох в Якутии.
"Работы у нас в поселке много – рядом завод (в 60-е годы здесь простроили "Якутцемент", и уже вокруг завода разбили поселок - ред.). Можно на заводе работать, индивидуальных предпринимателей у нас много. А не хочешь – таксуй! – рассказывает житель поселка, который знает Айка, но просит не называть его имя. – Досуг хороший – рыбалка, охота, ягода, грибы. Поэтому у нас на войну в основном только по мобилизации шли. Заработать можно и здесь хорошо"
"Он с женой Светланой держит здесь строительный магазин. Обычный мужик, дом – работа – жена – ребенок. В селе его уважали, – говорит сосед Айка (имя собеседника не называем для его безопасности). – Ну, пил, да, но кто у нас не пьет-то? Он честный человек был, не мошенник, не барыга, дом сам с нуля построил. Сам в магазине и работал, сам за товаром ездил. А сейчас он в плену, я это слышал от жены".
Друзья Айка не исключают, что мужчина находится "в плену у своих же".
По словам друзей Арутюняна, на войну он угодил в результате обычной словесной перепалки, которая случилась у него в Якутске с неизвестным ему человеком в гражданской одежде. Только потом, когда на него составили протокол по уголовной статье об оскорблении представителя власти (ст.319 УК РФ), выяснилось, что конфликт у него случился с прокурором Якутска Антоном Николенко.
"Его схватили тут же в отделение и вменили 319 статью УК – оскорбление представителя власти! Отпустили под подписку", – говорит приятель Айка (его имя мы не публикуем для безопасности собеседника).
Сам Николенко на просьбу Сибирь.Реалий прокомментировать конфликтную ситуацию ничего не ответил.
По словам друга Арутюняна, за его дело не хотел браться ни один адвокат в Якутии. Но после очередного отказа адвоката следователь намекнул Айку, что контракт с Минобороны позволит мужчине избежать тюрьмы
"Сначала Айк даже не думал в эту сторону, все повестки из военкомата он игнорировал. Но надавили, видимо, так, что перед судом он все-таки связался с вербовщиком Минобороны", – говорит его друг.
Журналисту телеграм-канала ASTRA некоторое время назад удалось связаться с Арутюняном. Он подтвердил, что вербовщик пообещал ему снятие судимости за подписание контракта с Минобороны. Кроме того, Айку сказали, что он будет служить не на передовой, а на границе России за 200 тысяч рублей в месяц – и что через год в армии контракт закончится. О том, что по 319-й статье дают максимум обязательные работы, а также то, что его контракт бессрочный, Арутюнян узнал лишь от корреспондента.
Обещание вербовщики не сдержали. На фронте Айка распределили штурмовиком в 1472-й полк (в/ч 95490). Там Арутюнян, по его словам, служил за оклад в 31 тысячу рублей.
По словам друзей, мужчина не выходил с ними на связь с 21 июля. Они сказали журналистам, что волнуются, что его все-таки отправили в "мясной штурм". Жена Арутюняна Светлана подтверждает, что с 21 июля Айк не выходит на связь. Однако она считает, что он в плену у украинской армии.
"Мне в Минобороны так сказали, точнее в воинской части. Сейчас, по их словам, "ведется расследование", они проверяют его видео, как оно оказалось в сети, – говорит женщина. – Может быть, его украинцы специально записали, чтобы моего мужа подставить? Он патриотом был, я не верю, что он отказался воевать".
"Муж мой всегда русским себя считал и патриотом. А повестки он не игнорировал – у него просто военный билет был армянский, ему здесь в нашем маленьком селе не могли его поменять. Потом уже в Якутске быстро все закрутилось – ему билет заменили на русский, – говорит жена Арутюняна. – Его заставили все эти гадости на камеру говорить, я уверена! Посмотрите, сколько света там, это блиндаж какой-то, и стена эта кирпичная откуда-то".
"Где его снимали: что за кирпичная стена за ним? Он звонил мне из Головчино (приграничное село в Белгородской области) по видео, там нет кирпичных зданий!" – рассказывает Светлана.
При этом Светлана постоянно повторяет, что боится за мужа, так как война "это все же не просто так, не шутки". Светлана говорит, что у мужа, вопреки сказанному в видео, был "большой профессиональный опыт военным". Но позже уточняет, что весь его опыт – армия в Армении тридцать лет назад.
Односельчане Айка на вопрос о боевом опыте "штурмовика" отвечают однозначно.
"Какой он на**р штурмовик?! – говорит сосед Арутюняна. – Ему под 50. У него нет того здоровья, чтобы воевать, чтобы на "передке" стоять. Что он там навоюет? Как и остальные наши. Загребли половину поселка, обратно приходят одни "двухсотые" (убитые). Сколько? Много!"
Сам Арутюнян о пятимесячной "подготовке" после вербовки в видео говорит так: "За пять месяцев обучения расстрелял четыре магазина из автомата – и на этом вся подготовка".
Некоторые из односельчан Айка уверены, что распитие алкоголя было лишь предлогом, чтобы отправить мужчину в штурмовой отряд.
"Ситуация, конечно, вопиющая, – говорит односельчанин Арутюняна. – Теперь они вот так вот [от людей] избавляются – в армию "сдают". Думаю, его специально в яму бросили, именно за отказ [воевать]. Ну, все же пьют, он не больше других. Он не запойный, нет. Максимум, мог на неделю. В такой России живем, что поделать".
Маргарита Симоньян своему соотечественнику пока не ответила.