В Херсоне, занятом военнослужащими российской армии, 5 марта прошел митинг против российского вторжения. Люди вышли на центральную площадь с флагами Украины. Оценить численность акции трудно, так как появляются только отдельные свидетельства и видеозаписи, участники рассказывают, что собравшихся было от несколько сотен до нескольких тысяч. На акции звучали лозунги "Херсон – Украина!", "Зеленский молодец, а Путину п**дец!", а также адресованные российским военным "Домой, пока живой!" и "Позор!" ("Ганьба!"). Военные из России стреляли в воздух.
Мы поговорили с людьми, которые вышли на площадь протестовать против оккупации, и представителем законной власти Херсона – зампредом областного совета.
"Русскую раскладку с телефона я удалил принципиально". Павло Кеба, житель Херсона
— Я буквально только что вернулся с митинга. Смог попасть туда где-то к 11:00, когда люди начали переходить непосредственно с площади в сторону нашего так называемого Вечного огня, у нас есть еще такие исторические памятники в Херсоне.
Наши люди очень негативно восприняли появление и присутствие "освободителей", иными словами оккупантов, которые сейчас находятся у нас в Херсоне. Да, действительно возле госадминистрации сейчас есть легкая бронетехника, есть солдаты. Была толпа несколько тысяч человек в начале этого митинга, были слышны автоматные очереди, возможно, пытались испугать наших людей. Но на самом деле мы просто так не могли позволить: Херсон сегодня повторил события 2015 года, когда сепаратистски настроенные граждане пытались провести свой митинг для того, чтобы попытаться присоединить Херсон к таким же организациям, как у нас "ЛНР" и "ДНР". То есть "ХНР" никогда не будет здесь, сегодня вы это смогли видеть. То, что вы показываете, – это правда, так оно и было, просто я застал меньшее количество людей.
Мне повезло не столкнуться ни с одним патрулем, скажем так, с глазу на глаз, и в принципе я бы, конечно, не хотел этого. Потому что мы прекрасно понимаем, что солдатам сейчас психологически, возможно, сложно, они понимают, что из каждого окна на них может быть направлен ствол. Сейчас боевые действия на территории Украины проходят, и все уже поняли, и солдаты вражеские в том числе, что им здесь не рады, поэтому, возможно, они испуганы примерно так же, как и многие жители города Херсона.
Вчера, 4 марта, около полудня отключили сотовую связь. По всему Херсону была отключена сотовая связь, а также интернет. У меня дома кабельный интернет не работал примерно с полудня до часов, наверное, пяти, когда я вернулся домой. Затем связь постепенно начала появляться. Не работали точно операторы Vodafone и "Киевстар", люди говорили, что работает Lifecell и пытались скупить в магазинах оставшиеся пакеты Lifecell, которых, увы, практически не было. Лично я работу Lifecell не проверял.
Вчера возле ОДА нашего, то есть там, где сегодня проходил митинг, действительно приехало несколько грузовиков с какими-то ящиками. (Сообщалось о привезенной российскими военными гуманитарной помощи – НВ.) Судя по кадрам, никто ничего не брал. Там было человек 10-15 – это явно не херсонцы. Я просто не верю, что хотя бы один херсонец туда бы пошел. Потому что, во-первых, многие гражданские и на сегодняшний день боятся выходить (хотя в принципе сегодня, если перемещаться по Херсону, скажем так, не по одному, то не так страшно получается). Никто ничего не брал, какие-то консервы разбили, а то, что показали в официальных СМИ по российскому ТВ – это был снят какой-то ПГТ, это явно не Херсон, потому что и лица не наши, и речь тоже не наша абсолютно.
Херсон, да, действительно русскоязычный город, но я сейчас примерно такую позицию [занял]: всю переписку вести на украинском исключительно, также сейчас у меня публикации на фейсбуке – там вся озвучка идет, естественно, на украинском. И русскую раскладку я просто с телефона удалил принципиально.
"Они попытались по старинной русской традиции повалить его на землю". Житель Херсона Константин
— На этом протесте была большая часть жителей города, которые не выехали из-за войны. Это был такой единодушный митинг, на который откликнулись вообще практически все, кто может вообще себе позволить выйти в город.
Я объясню, почему [военные] открыли стрельбу в воздух. Дело в том, что им не понравился какой-то митингующий и они попытались по старинной русской традиции митингов повалить его на землю и начать избивать. А у нас люди не привыкшие, что полиция может распускать руки к протестующим, – и толпа ринулась его отбивать. Русские военные настолько испугались, что начали стрелять в воздух, если бы они этого не сделали, их бы толпа просто порвала. Извините, у нас так не принято, мы умеем отстаивать свою независимость и право выходить на мирные протесты.
С человеком все в порядке, его не задержали, но этот митинг перешел в шествие, он прошел к памятнику безымянному солдату Второй мировой войны, и после этого митинга почему-то большинство русских военных выехало из города. В городе остались, что для нас очень странно, силы СОБРа, были замечены их машины. Насколько я понимаю, СОБР – это какое-то русское подразделение, которое то ли внутренних дел, то ли полиции, находится по разгону митингов. И было замечено, что по Антоновскому мосту к нам перебрасывают отряды Росгвардии. Насколько я знаю, они у нас не имеют юрисдикции и полномочий, и для нас это очень странно, что их вводят в город – якобы для наведения правопорядков, как они говорят.
Сейчас, когда военные вышли, уже стоят блокпосты на выездах из Херсона в сторону Николаева и Зеленовки, это объездная, которая ведет к Антоновскому мосту. И русские военные, когда выезжает машина, обыскивают всю машину, заставляют включить телефон, включить мобильный интернет, показать личные переписки, чаты, вотсап. Смотрят минут 5-10, какая информация приходит человеку, который находился в машине. Очень много информации идет о том, что в нашей стране война, наши спецслужбы, наш ВСУ создали чат-бот для того, чтобы украинцы скидывали передвижение российской техники. И скорее всего, ищут контакты именно с нашими вооруженными силами у местных.
У нас сейчас происходит такая затяжная уже блокада, нам демонстративно не дают зеленый коридор для гуманитарной помощи для Херсона. Смотрите, очень много помощи сконцентрировано из Польши, Германии, Львова, из Киева. Но российские военные не дают сделать зеленый коридор. Вместо этого к нам постоянно пытаются привезти помощь из Крыма, приезжают русские военные, которые снимают на камеру, как якобы у нас люди хотят получить помощь с Крыма. Предлагают какие-то продукты из Крыма. И с ними военные с большими профессиональными камерами, которые есть у телевизионщиков.
Вчера была информация, что они ходили по городу, снимали мародеров. Извините – они в каждой войне есть. И распространялась такая информация на территории Российской Федерации, что наши люди настолько изголодали, что ударились в мародерство. И на фоне этого действуют призывы в Крыму: "Давайте не дадим Херсонской области умереть с голоду". И именно для этой картинки загоняют сюда гуманитарные конвои из Крыма. И наряду с этим разгоняется информация о том, что херсонцы якобы часто звонят в правительство Крыма и просят их присоединить к Российской Федерации, что само собой не так – для чего и собираются эти митинги.
У нас в городе очень быстро расходится информация, у нас город маленький, и мы для этого и выходим на эти митинги, чтобы продемонстрировать, что нас не нужно освобождать, мы не хотим в состав Российской Федерации, мы просто хотим, чтобы они ушли с нашей земли.
"На здании областной администрации – наш украинский флаг". Егор Устинов, зампред областного совета Херсона
— Я был на этом митинге, я это все видел собственными глазами. Сегодня на этом митинге собралось действительно очень много херсонцев, это притом что сообщения о нем в социальных сетях появились буквально вчера, уже можно сказать, ближе к позднему вечеру. Тем не менее херсонцы, которые фактически последние несколько дней оставались у себя дома, поскольку были реально напуганы, не побоялись, сегодня пришли на этот митинг для того, чтобы еще раз сказать, что Херсон – это Украина.
Фактически сегодня мы в городе не наблюдали тех блокпостов, которые еще вчера стояли во многих наших микрорайонах города, – сегодня их не было. Фактически все мы, кто сейчас находится в Херсоне и кто каким-то образом связан с властью, пытаемся быть полезными, занимаемся гуманитарными вопросами. Поэтому приходится очень много ездить по городу. И вчера мы много раз проходили эти посты. Они досматривали, спрашивали документы, они просили открыть машину, все двери, багажник. Когда они видели, что мы развозим хлеб, какие-то молочные продукты или еще какую-то помощь, нас пропускали, больше ничего не спрашивали.
В городе сейчас, безусловно, существует проблема, поскольку мы десятый день находимся в состоянии, когда не подвозятся ни лекарства, ни еда. Не буду говорить, в каких областях – в областях, где сегодня не проходят боевые действия, – сформированы колонны, которые готовы в любой момент отправиться в город Херсон, но вы знаете, что пока что у нас не получается организовать этот зеленый коридор, о котором вчера еще говорили. Могу сказать о том, что аптеки работают по часам, продуктами питания также сегодня обеспечены все учреждения областного совета. Конечно же, есть очереди, есть какая-то у людей, безусловно, паника и непонимание того, сколько это продлится, поэтому многие люди, конечно же, пытаются взять про запас.
Была встреча российских представителей или российских военных, мне до конца неизвестно, кто они, с мэром Херсона. И Игорь Викторович Колыхаев, мэр города Херсона, абсолютно категорически сказал, что он категорически против любого размещения российских триколоров на административном здании мэрии. Сейчас и на здании областной государственной администрации, областного совета также реет наш украинский флаг. Это даже не были, по сути, переговоры, это был разговор с тем, чтобы он попросил, чтобы не разрушали инфраструктуру города Херсона, чтобы сохранили то, что есть.
В Херсонском областном совете депутаты представляют различные территории. На сегодняшний день большинство депутатов Херсонского областного совета находится на своих территориях, то есть в своих населенных пунктах в разных частях Херсонской области. И мне неизвестно о том, чтобы кто-то занимал какую-то [пророссийскую] позицию или тем более проводил какие-то переговоры. Мы держим связь, у нас есть общие чаты, общие группы. И сейчас областной совет подготовил такое обращение – мы очень надеемся, что оно каким-то образом пригодится нашему министерству иностранных дел, – обращение к Соединенным Штатам Америки, к председателю НАТО относительно того, чтобы все-таки закрыли небо над нашей страной, чтобы нам оказали всяческую помощь нашей стране. Я знаю, что такие обращения готовят областные советы и других областей.