Пандемия COVID-19, локдауны и карантины, закрытие границ и ограничение авиаперевозок – все это драматическим образом повлияло на ситуацию с трудовыми мигрантами в России. Появлялись в 2020 году и другие новости в сфере миграции, не связанные напрямую с новой коронавирусной реальностью: законодательные изменения, судебные процессы, практики взаимопомощи и даже забастовки. Рассказываем, что происходило с мигрантами в России в 2020 году
Штраф вместо 15 лет в колонии
В феврале 2020 года СМИ и соцсети обсуждали историю 29-летней мигрантки из Узбекистана Мафтунахон Каримовой, которая оставила своего новорожденного ребенка в подземном переходе московского метро. Ее адвокат Александр Тимошенко рассказал, что отец выгнал Мафтунахон из дома и она уехала с подругой в Россию на заработки. Русского не знала, профессии нет. В России она встретила мужчину, от которого забеременела, а он ее бросил.
Ребенок родился в ноябре 2019 года, две недели оставался в роддоме. Потом мать его забрала и начала искать работу – с младенцем на руках. Получалось плохо, и женщина даже хотела оставить его в детдоме, но говорит, что там ей не открыли дверь. Чтобы спасти малыша от голода, Каримова оставила его в людном месте.
Мафтуне грозило 15 лет лишения свободы – ее обвиняли в покушении на убийство. Однако в октябре суд смягчил обвинение и назначил ей наказание по статье 125 УК ("Оставление в опасности"), которая предусматривает до года лишения свободы. В итоге, рассказал адвокат, женщину приговорили к штрафу, от которого освободили в связи с пребыванием в СИЗО во время следствия. После освобождения Мафтунахон отказалась от любой помощи адвоката и уехала в Наро-Фоминск.
Эта история вновь подняла один из самых болезненных вопросов миграции – брошенных детей, а также напрямую связанную с этой проблемой тему сексуального просвещения, которая табуирована во всех странах Центральной Азии. Мигрантки по разным причинам отказываются от своих детей в России, но эти данные нигде не публикуются. Лишь посольство Кыргызстана предоставляет такие цифры. Например, в 2019 году из России на родину возвратили 15 детей.
Застрявшие в аэропортах
Во второй половине марта первые случаи коронавируса были зафиксированы в государствах Центральной Азии. Одна за другой страны региона закрывали границы, и сотни граждан, летевших на родину, оказались запертыми в нейтральных зонах российских аэропортов. Впустить людей обратно в Россию оказалось невозможным, так как в их паспортах уже стояли штампы о пересечении границы.
20 марта 2020 года в Шереметьево застряли около сотни узбекистанцев, во Внуково – 150 таджикистанцев, также из Москвы не могли вылететь 300 кыргызстанцев. Аналогичная ситуация наблюдалась во многих других аэропортах России. Ситуация осложнялась тем, что у людей оставалось совсем немного денег.
Пока дипломаты решали вопрос с организацией чартерных рейсов, на помощь пришли пользователи соцсетей. Соотечественники мигрантов из разных стран создали чат в телеграме, собрали и перевели деньги для поддержки пассажиров. Затем уже правозащитники и другие неравнодушные люди начали организованно снабжать застрявших водой, горячим питанием и средствами гигиены.
Локдаун без денег
С 29 марта 2020-го в Москве начался карантин – он назывался "режимом самоизоляции", – условия которого несколько раз менялись. В общей сложности эти меры продлились до июня. Закрытие кафе и ресторанов, торговых центров и приостановка работы строек привела к массовым увольнениям мигрантов.
Люди надеялись, что смогут переждать кризис дома: нет, работы на родине больше не стало, но жить там в разы дешевле. К тому же не нужно платить за патент и искать жилье. Но Россия также закрыла границы, и возвращение на родину превратилось в спецоперацию с привлечением дипломатов.
Хотя президент России Владимир Путин приказал продолжить выплачивать зарплаты на время закрытия общепитов и других организаций, мигрантов это не касалось. Увольнять их начали в начале марта. Повезло лишь курьерам и работникам сферы ЖКХ.
Ситуацию осложняло еще и то, что у мигрантов фактически не бывает накоплений – все деньги они отправляют на родину. Согласно исследованию РАНХиГС, в апреле-мае 2020 года в Москве потеряли работу или ушли в неоплачиваемый отпуск 76% мигрантов. Оставшись без работы, мигранты, вопреки прогнозам некоторых российских СМИ, не "пошли грабить". Их стратегией выживания стала взаимопомощь.
"Помогите вызвать "скорую"!": мигранты и коронавирус
В апреле в России зафиксировали первые случаи заражения коронавирусом среди мигрантов. Главной сложностью для иностранцев в России стала необходимость соблюдать режим самоизоляции. В отличие от местных жителей, у которых, как правило, есть жилье и родственники, которые могут помочь и хотя бы принести продукты, приезжий должен платить за аренду, даже если потерял работу, самостоятельно покупать продукты и лекарства – и при этом не заражать соседей и не выходить на улицу.
Для оказания помощи мигрантам правозащитники, волонтеры, чиновники и фонды объединились в Совет помощи мигрантам (так назывался тематический чат, созданный ими). Им же поступали пожертвования обычных людей. Члены совета фиксировали обращения мигрантов с коронавирусом, помогали им получить медицинскую помощь и обеспечивали тех, кто должен был соблюдать режим самоизоляции, продуктовыми наборами. Так, с 21 апреля по 1 июня совет более 600 раз вызывал "скорую" к мигрантам в разные регионы России и раздал 2428 продуктовых наборов. Помогали мигрантам и посольства, а также некоммерческие и диаспоральные организации и просто неравнодушные люди.
В ожидании чартеров
Теряя работу и опасаясь заболеть вдали от дома, десятки тысяч людей заполняли анкеты на сайтах своих посольств: дипломаты организовывали чартерные рейсы для вывоза граждан. Первые месяцы попасть на эти рейсы могли лишь беременные, пожилые и тяжелобольные люди. Объяснялось это не только ограниченным количеством рейсов, но и ситуацией с коронавирусом на родине. Например, если Кыргызстан и Узбекистан запустили чартеры в мае, то Таджикистан – лишь в конце июня. Недовольство ждущих росло: посольства уверяли, что людей отбирает дотошная комиссия, которая изучает каждую справку, но находились те, кому удавалось улететь на родину вне очереди или вне оговоренных категорий.
Первым продавать билеты напрямую стал Кыргызстан – с 27 августа. Узбекистан открыл свободную продажу билетов в середине сентября, но вместе с тем продолжил вывоз своих граждан. В декабре МИД этой страны организовал три специальных поезда для вывоза узбекистанцев из Москвы, так как для многих стоимость авиабилетов оказалась неподъемной. Таджикистан по-прежнему вывозит своих граждан только чартерными рейсами.
Лагеря мигрантов
Как только мигранты поняли, что попасть на чартеры очень сложно, они начали искать другие возможности вернуться на родину. В конце апреля среди мигрантов из Кыргызстана появились слухи, что в мае откроется граница с Казахстаном. Затем уже мошенники обещали наивным мигрантам провезти их через границу. Слухи не подтвердились, но люди успели съехать с квартир и уволиться с работы, возвращаться им было некуда. Так у границы – в основном в Оренбургской и Самарской областях – появились палаточные лагеря мигрантов.
Вмешаться в ситуацию пришлось дипломатам, которые договаривались с Казахстаном о пропуске людей. 5 мая 550 граждан Кыргызстана на десяти автобусах отправили на родину. Узнав об этом, другие мигранты тоже направились к границе, но им не дали ее пересечь. После согласия казахской стороны 22 мая автобусами вывезли еще 410 кыргызстанцев. Всего, по данным посольства Кыргызстана, с момента закрытия государственных границ и до конца сентября из Оренбургской и Самарской областей, а также Республики Башкортостан было организовано семь таких "акций по возвращению на родину": в Кыргызстан из России выехали 11 767 человек на 197 автобусах. Граждане Таджикистана собственные лагеря мигрантов не организовывали, но неоднократно (и каждый раз безуспешно) пытались пересечь границу вместе с кыргызстанцами.
У границы также собирались тысячи узбекистанцев. Ситуация повторялась раз за разом, несмотря на то, что МИД настоятельно рекомендовал своим гражданам не ехать к границе. Последний транзитный коридор для узбекистанцев организовали в начале октября. После этого местные власти Астраханской области, где собирались мигранты, пригрозили им депортацией на пять лет.
Отмена платы за патент
Закрытые из-за пандемии границы вынудили российские власти смягчить миграционную политику: трудовым мигрантам стали продлевать документы без их выезда из страны по правилу 90/180, а 19 марта МВД приняло приказ, согласно которому всем находящимся в стране иностранцам разрешили продлевать миграционный учет вне зависимости от их статуса. То есть даже если люди просрочили все сроки пребывания, они могли легализовать свое нахождение в стране. В отношении иностранных граждан не принимались решения о депортации, а также об аннулировании ранее выданных разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание и видов на жительство. Эту норму МВД продлевало каждые три месяца.
В самый тяжелый период, весной 2020-го, единственной просьбой оставшихся без работы мигрантов к властям России было отменить плату за патент. В итоге Владимир Путин подписал указ, разрешив мигрантам не оплачивать патент с 15 марта по 15 июня – это 12 750 рублей за его оформление и 5341 рубль за ежемесячное продление в Москве (оплата варьируется в зависимости от региона). Начиная с 15 июня 2020 года все работающие по патенту иностранцы должны его вновь оплачивать.
Революционные новинки
Второй после патентов хорошей для мигрантов новостью 2020 года стали изменения в законодательстве, которые эксперты назвали "революционными".
В июле вступили в силу поправки в закон "О гражданстве РФ". Главная – она действует для всех, кто подает на гражданство, – отмена требования об отказе от имеющегося иностранного гражданства. Ранее это было серьезным препятствием для получения красного паспорта, особенно для граждан Узбекистана, у которых на эту процедуру уходило по несколько лет.
Второе важное изменение – отмена требования подтверждения доходов для тех, кто подает на гражданство в упрощенном порядке: например, после заключения брака или как носитель русского языка.
Третье новшество заключается в том, что жители Молдовы, Украины, Беларуси и Казахстана теперь могут получить российское гражданство сразу после получения ВНЖ.
Все эти изменения касаются сотен тысяч людей. Например, в 2019 году российский паспорт получили почти 498 тысяч иностранцев.
Еще одно законодательное нововведение 2020 года распространяется на студентов: с августа они могут работать в России без разрешения на работу или патента.
Забастовки "зеленых"
2020 год запомнится и первой массовой забастовкой с участием мигрантов. Отстаивать свои права в Москве решили "зеленые" (по цвету униформы) – курьеры сервиса доставки еды Delivery Club. Во время эпидемии и бума заказов на дом всего на свете они попали в ряды счастливчиков: их не только не увольняли, у них стало гораздо больше работы. Однако это не привело к увеличению заработков: условия работы ухудшились, курьеров стали штрафовать за малейшую провинность и даже без повода, а также задерживать зарплаты.
Свою первую забастовку у офиса Delivery Club курьеры провели 5 июня. К зданию на Ленинградском проспекте вышли около 40 человек. После этого компания отменила новую норму об увеличении зоны доставки.
К тому времени курьеры вместе с активистами создали профсоюз "Курьер". Руководители "Курьера" завели страницы во всех популярных соцсетях и начали снимать ролики о нелегких условиях труда главных героев самоизоляции. Рассказывали, как с мая многие курьеры сидели без зарплаты, а из-за бесконечных штрафов некоторые из них лишились нормального дохода и даже ночевали в парках.
Вторая забастовка состоялась 9 июля. Позиция компании заключалась в том, что "в DC не работает ни одного курьера – компания лишь покупает услугу доставки еды у разных логистических компаний", но зарплаты людям выплатили. О проблемах курьеров заговорили активисты и неравнодушные люди в других городах: так, под лозунгом #КурьерыНеРабы прошли одиночные пикеты солидарности в Санкт-Петербурге.
Нехватка мигрантов
К концу непростого 2020-го стало ясно, что популистская фраза "России не нужны мигранты" не подтверждается практикой. Закрытые границы привели к тому, что в страну не доехали тысячи людей, и их оказалось некем заменить.
В середине октября мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что число мигрантов в столице снизилось примерно на 40%. По данным "Ведомостей", нехватка составляет от 0,6 до 1,4 млн человек (10-20%). 17 декабря заместитель начальника Управления трудовой миграции Министерства труда, миграции и занятости Таджикистана Аслишо Нодиршоев сообщил, что если ежегодно из страны выезжали около 500 тысяч трудовых мигрантов, то в 2020 году выехали лишь 129 тысяч.
Вопреки ожиданиям, россияне массово занимать позиции мигрантов не стали. А работодатели в борьбе за мигрантов стали повышать им зарплату и обеспечивать более достойные условия труда.
К зиме зазвучали предложения об организованном завозе мигрантов Россию. В частности, Минстрой заявил о нехватке 190 тысяч человек на стройках в 50 регионах страны и попросил правительство упростить въезд мигрантов для работы в этой сфере. А 17 декабря МВД продлило действие своего указа о нахождении в стране иностранцев сразу на полгода.