В России на войну в Украине пытаются вербовать не только мужчин-мигрантов, но и женщин, гражданок Кыргызстана и других стран Центральной Азии. Им обещают большую зарплату за работу поварами и медсестрами в военных частях, дислоцированных на оккупированных территориях Украины и непосредственно на линии фронта, пишет кыргызская служба Радио Свобода/Азаттык.
"Мне моя жизнь дороже денег"
Нуржамал (имя изменено по соображениям безопасности) – трудовая мигрантка из Кыргызстана, она уже 10 лет работает шеф-поваром в Хабаровском крае. Хоть женщина и не имеет российского паспорта, она рассказывает, что уже неоднократно получала предложения поработать в российских военных структурах на оккупированных Россией территориях Украины.
"Мне пообещали 200 тысяч рублей (около двух тысяч долларов США) в месяц [по контракту], или один миллион рублей (более 10 тысяч долларов США) в год, – рассказала Нуржамал. – Я сразу отказалась: у России есть свои граждане, чтобы воевать в Украине. Они спросили: "А какая тебе разница? Ты приехала сюда работать, тебе нужны деньги". Но я ответила, что мне моя жизнь дороже денег".
Вербовщики, говорит Нуржамал, звонили ей еще два раза с незарегистрированных номеров, убеждая поехать в Украину. "Я отклонила и эти приглашения, – рассказала она. – Но многие граждане Кыргызстана, особенно молодые мужчины, даже несмотря на то, что у них нет российского гражданства, поддаются вербовке для участия в войне. Им обещают выдать российский паспорт и один миллион рублей. Большинство кыргызских мигрантов по-прежнему отказывается от этих предложений, а [некоторые даже] возвращаются в Кыргызстан, чтобы избежать [принуждения к вступлению в] войну".
"Если у кыргызстанца есть российский паспорт, его сразу забирают на войну"
Мужу Айнуры (имя изменено), еще одной кыргызстанки, работающей в России около 10 лет, вербовщики также предложили отправиться в Украину. Самой женщине тоже делали такие предложения.
"Теперь [вербовщики] даже приходят к нам домой и пытаются завербовать нас как поваров или предлагают поучиться один-два месяца на военных медсестер, – говорит она. – Я слышала, что некоторые мои коллеги тоже получали подобные предложения".
Джумабек (имя изменено), трудовой мигрант из Кыргызстана, рассказал, что знает случаи, когда его коллег на улице задерживала полиция в рамках операции "Нелегал", которая уже несколько месяцев идет по всей России. Позже они были помещены в "тренировочный лагерь", а уже через месяц отправлены на войну.
"В августе парня из Кыргызстана заставили записаться в армию, когда он шел по улице. Он сказал, что пойдет в лагерь после того, как сделает покупки, но вместо этого убежал и [сбежал] обратно в Кыргызстан, – сообщил он. – Большинство трудовых мигрантов не понимают сути документов, которые они подписывают".
"На граждан Таджикистана и Узбекистана, у которых нет разрешения на работу в России, реально давят. А если у кыргызстанца есть российский паспорт, но он не встал на воинский учет, то его сразу забирают на войну, – рассказывает Джумабек. – Но мы даже не замечаем этого, потому что чиновники заставляют их подписывать соглашения о неразглашении информации родственникам, а иногда у них даже конфискуют телефоны".
"Записались на войну, надеясь потом обрести свободу"
Мигранты из Центральной Азии, как с российским гражданством, так и без него, стали важным объектом вербовки в российские Вооруженные силы через ЧВК "Вагнер", которая занималась поиском новобранцев в исправительных учреждениях. Причем это касается и мужчин, и женщин.
Одна из кыргызстанок, осужденная за торговлю наркотиками и отбывающая 12-летний срок в колонии во Владимирской области, сообщала, что к ней в тюрьму приезжали представители Министерства обороны России, чтобы призвать женщин участвовать в военных действиях. Все это женщина описала в письме к родственникам:
"Записали наши фамилии и написали список добровольцев. [Многие] из тех, кто был осужден на длительные сроки, записались идти на войну, надеясь потом обрести свободу. Но я отказалась. Дай бог, я надеюсь вернуться в Кыргызстан", – написала она.
Российская правозащитница Ольга Романова подтверждала, что женщин-заключенных на оккупированных территориях Украины, а также из тюрем на юго-западе России, вербуют для работы в захваченных населенных пунктах Украины и непосредственно в боевые части.
"Из города Снежное в Донецкой области были завербованы около 50 женщин, отбывающих срок в местной колонии, еще не менее сотни женщин из колоний на юге России работают на передовой, – рассказала Романова в интервью Настоящему Времени, добавив, что эти женщины называют себя "волчицами". – Они не поварихи, не фельдшерицы, не санитарки, они именно сражаются как штурмовики. И вот стало известно о вербовке женщин из колонии в Липецкой области [на западе России]".
В посольстве Кыргызстана в России утверждают, что не получали никаких официальных сообщений о том, что осужденные женщины из Кыргызстана были принудительно вовлечены в военные действия. Об этом заявила пресс-секретарь посольства Назгуль Джусубакунова. По ее словам, сотрудники дипломатического ведомства периодически посещают российские тюрьмы и встречаются с заключенными из Кыргызстана.
МВД Кыргызстана сообщило, что в январе в российских тюрьмах находилось 1077 граждан Кыргызстана, но не уточнило, сколько среди них женщин.
Власти Кыргызстана призывают своих граждан не принимать участия в военных действиях за рубежом, поскольку это является нарушением Уголовного кодекса страны и наказывается десятью годами лишения свободы.
Такой приговор был вынесен 30-летнему жителю города Балыкчи Аскару Кубанычбек уулу. Но позже Верховный суд Кыргызстана этот приговор отменил.
По данным кыргызской службы Радио Свобода, в составе российских войск в Украине погибли как минимум 10 кыргызстанцев. ВВС называет 13 фамилий, но это число может быть больше. Сколько еще граждан Кыргызстана может находиться на войне в Украине – либо в составе регулярных войск РФ, либо в составе частных военных компаний – неизвестно.
Материал полностью можно прочитать на сайте Радио Азаттык.