Экс-командир отделения "ЧВК Вагнера" Андрей Медведев сейчас находится в Норвегии в депортационном центре в Трандуме. Туда его поместили после задержания на территории этой страны.
Как сам Медведев рассказал проекту Gulagu.net, в рядах наемников он оказался в начале июля 2022 года, командовал отделением штурмового отряда. Контракт подписал на четыре месяца, позже его незаконно, по его словам, продлили до шести, а потом и до восьми месяцев. Поэтому он решил самовольно покинуть позиции. Главной причиной такого шага Медведев назвал "странные вещи", которые происходили в его отделении: "тупые приказы", оскорбления, избиение, отправление завербованных ЧВК заключенных на убой. Также Медведев сообщил, что за время его участия в войне он стал свидетелем порядка 10 казней и внесудебных расправ со стороны службы безопасности "ЧВК Вагнера" в отношении "отказников".
12 января Андрей Медведев пересек границу в районе поселка Никель Мурманской области – перелез через колючую проволоку. В Норвегии обратился в полицию и запросил защиты и политического убежища, пообещав дать показания против Евгения Пригожина. В Осло Медведев сначала находился в Центре содержания мигрантов. Но 22 января норвежская полиция его задержала. После этого в СМИ появились сообщения о предстоящей депортации бывшего наемника в Россию. Его норвежский адвокат эту информацию опроверг и уточнил, что сейчас Медведев находится в Центре временного содержания ради его же собственной безопасности.
О перспективах наемника "ЧВК Вагнера", в частности, о том, могут ли его судить в Украине, – рассказал эксперт по международному криминальному праву, заместитель генпрокурора Украины в 2019-2021 годах Гюндуз Мамедов.
– Наемник ЧВК бежит из России, просит убежище в Норвегии. Что может происходить в таких случаях? Как вы думаете, какие у этого человека перспективы?
– В Норвегии, как и в большинстве европейских стран, его должны проверить на причастность к совершению преступлений на территории Украины. А поскольку он состоял или до сих пор состоит в "ЧВК Вагнера", то можно его также проверить на причастность к совершению других преступлений, совершенных в Ливии, в Сирии и в других странах. Он, безусловно, ценный свидетель, и правоохранительным органам Норвегии этим надо воспользоваться и провести все необходимые мероприятия.
– Он запросил убежище в Норвегии. Что происходит дальше?
– В каждой стране поступают по-разному. Здесь юридический вопрос регулируется именно Женевскими конвенциями беженцев и Европейской конвенцией о защите прав человека. И здесь причинами получения данного статуса может быть преследование и гонение на родине за принадлежность к другой нации, либо за религиозные убеждения, либо за политические взгляды. И в каждой ситуации каждая страна поступает по-своему.
Был случай, к примеру, когда в Греции был задержан гражданин Ирака, который состоял в "ИГИЛ". И впоследствии он был экстрадирован в Германию и осужден за геноцид в отношении национальности езидов. Таких примеров более чем достаточно. К примеру, в Нидерландах очень интенсивно миграционная служба всегда проверяет на наличие действий тех людей, которые просят статус. Если они выходцы из горячих точек, их проверяют на причастность к преступлениям.
– Андрей Медведев, как он сам говорит, хочет давать показания против Пригожина. Есть ли какой-то механизм, который позволяет дать такую возможность этому человеку? Могут ли его показания быть использованы в каких-то судах, которые, вероятно, состоятся по поводу российского вторжения в Украину?
– Безусловно, его показания важны для следственных органов. И не только для норвежского органа правосудия, но в том числе и для других стран – их около 20, – которые открыли через механизмы универсальной юрисдикции уголовные производства за совершение международных преступлений на территории Украины.
Кроме всего этого, Международный уголовный суд плотно сотрудничает со всеми этими странами, которые являются подписантами открытий судебных производств в Украине начиная с событий 24 февраля.
– При этом этого человека ждет тюремный срок?
– Если докажут, что он был причастен к совершению преступлений – а он как раз возглавлял то подразделение, где был случай убийства одного из представителей "ЧВК Вагнера", – то все может быть. Дача показаний не освобождает человека от уголовной ответственности. Это надо понимать.
– А в какой стране его будут судить?
– Это может быть любая страна, которая открыла через механизмы универсальной юрисдикции уголовные производства. Я сейчас не припоминаю, открывала ли Норвегия производства или нет. Но любая другая страна может попросить его экстрадировать к себе и осудить. Это также могут сделать и органы правосудия Украины.