По данным Министерства юстиции Украины, больше шести тысяч заключенных изъявили желание досрочно освободиться и пойти на войну. Из них почти четыре тысячи уже проходят обучение на полигонах. Заключенные получили возможность воевать в мае 2024-го, после того как в законодательство были внесены соответствующие изменения.
Бронеавтомобиль спецбатальона "Шквал" на большой скорости заезжает в перелесок. Из него выбегают военные. Они занимают позиции, в это время их прикрывает стрелок: он открывает огонь. Все это тренировка, а военные – бывшие украинские заключенные, которые подписали контракты с ВСУ.
"Есть такие ребята, которые говорили мне: поживи еще, – говорит военнослужащий Богдан Филоненко. – В смысле – поживи? Я не еду умирать, я еду служить и менять свою жизнь".
Богдан рассказывает, что отбывал наказание за угон автомобилей, но, когда появилась возможность выйти на свободу и пойти защищать страну, долго не думал.
"Меня мама очень зауважала, растаяла, – делится мужчина. – Сперва немного сомневалась, не могла поверить, что такое будет. Но потом созвонился, выслал пару фото, и маме стало легче на душе".
В мае президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, который позволяет осужденным досрочно выйти на свободу при условии, что они пойдут воевать. По данным украинского Минюста, подписать контракт с ВСУ изъявили желание уже больше шести тысяч заключенных. Однако эта инициатива распространяется не на всех. Пойти в армию не могут люди, осужденные за тяжкие преступления.
"Я мог бы год досидеть, не идти воевать, – делится бывший заключенный Павло. – Но это мой выбор, я сделал так. Почему какие-то люди должны прийти в мою страну и уничтожать мою землю?"
Артем признается, что его мотивировало пойти на фронт то, что он родом из Донецкой области. "У меня все родные в оккупации, и враг пришел и захватил мои земли, – возмущается он. – Я хочу освободить и принести пользу и поменять свою жизнь, начать ее с чистого листа. Благодаря армии, я думаю, у меня это получится".
Бывшие заключенные служат в пехоте, из них формируют штурмовые подразделения. Поэтому учения максимально приближены к реальной войне. Командир говорит, что проблем с дисциплиной пока не возникало: все выполняют поставленные задачи и привыкают к тому, что теперь они солдаты.
"Без разницы, по каким причинам они сюда пришли, но пришли сюда сами, – отмечает командир спецбатальона "Шквал" Павло. – Они по уровню мотивации на голову, а то и на две выше, чем мобилизованный личный состав. Тут есть с кем работать и с кем общаться. Нормальные люди".
Бывшие украинские заключенные сейчас не только проходят обучение. По данным командования, некоторые из них уже отправились на передовую и участвуют в боевых действиях.