Ссылки

Новость часа

"Севастополь – это огромная военная база". Журналист рассказал о масштабах милитаризации Крыма после аннексии


На территории аннексированного Россией Крыма развернуто 223 российских военных объекта. Интерактивную карту с их расположением опубликовали журналисты проекта Радио Свобода "Крым.Реалии", чтобы проиллюстрировать уровень милитаризации полуострова и предупредить крымчан об опасности, связанной с этими местами.

Журналисты узнали точное местоположение этих объектов, какие задачи они выполняют, а также получили их свежие спутниковые фото. Среди объектов – военные аэродромы, арсеналы вооружений, места расположения систем ПВО, радиолокационных станций, места дислокации воинских штабов, полигонов и флота. Часть этих военных баз, отмечают журналисты, – бывшие украинские воинские части, но есть и такие, которые Россия создала на оккупированном полуострове полностью с нуля. При этом большинство военных объектов находятся в густонаселенных городах возле жилых домов, школ и больниц.

О военных объектах в Крыму и о том, сколько из появилось во время аннексии полуострова, рассказал журналист проекта "Крым.Реалии" Игорь Токарь.

Журналист рассказал, сколько военных объектов появилось в Крыму после аннексии
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:49 0:00

В оккупированном Крыму 223 военных объекта России. Как вы собирали информацию о них?

– Собирал не только я, собирала огромная команда моих коллег, в том числе из Крым.Реалий и программы "Схемы", где нам серьезно помогли с актуальными спутниковыми снимками от сервиса Planet Labs. Также собирали информацию из открытых источников, получали данные от крымчан, которые сейчас остаются жить на полуострове. Всю эту информацию мы аккумулировали, перепроверяли. Карту готовили довольно долго – где-то полгода. Перед публикацией мы данные перепроверили три-пять раз, чтобы оставалась актуальность, перепроверяли спутниковые снимки, чтобы посмотреть, не изменилась ли ситуация с того момента, когда мы начали готовить эту карту.

Вероятно, не про все объекты было известно раньше?

– Большое количество информации от крымчан мы получили как раз в отношении того, что именно находится на том или ином объекте, потому что, в принципе, адреса их расположения в сети найти не так сложно. А вот актуальную информацию о том, какое подразделение сейчас там базируется, есть ли там сейчас военные, получить непросто. Потому что огромное количество военных объектов, которые были раньше законсервированы, даже есть такие моменты, когда аэродром "Славное" был закрыт, а в 2022 году на этом месте уже появился полевой военный лагерь. И есть такие разные места, которые крымчане подсказывали: "Смотрите, раньше там было все тихо, а сейчас появилось огромное количество военной техники". Соответственно, возобновилась какая-то работа или деятельность того или иного объекта. Даже, возможно, некоторые объекты поменяли свое изначальное предназначение. Как раз актуальные данные от крымчан нам очень помогли.

А с какой мотивацией крымчане вам рассказывают о том, где и что находится у российских военных?

– Главная их и наша мотивация – это то, что крымчане должны знать и понимать, что рядом с ними находится. В первую очередь это их безопасность. Есть люди, которые живут в Крыму и не знают, что у них находится по соседству за забором. А там могут быть подразделения Национальной гвардии, точно так же могут быть склады с боеприпасами. Живя по соседству с таким чрезвычайно опасным местом, люди должны понимать, что им нужно делать, куда бежать в случае непредвиденной ситуации: каких-то взрывов или пожаров.

Место опасное, потому что это российские военные объекты, которые могут атаковать Вооруженные силы Украины?

– Не обязательно атаковать. Возможно, там кто-то неосторожно покурит.

Почему люди рассказывают вам об этих объектах?

– Я думаю, что у всех людей разная мотивация. К примеру, после публикации карты нам уже пришли письма о том, что люди просто хотят, чтобы эта информация о милитаризации Крыма стала более достоверной и широкой. Одно из последних писем, которое мы получили, – это местный диггер. Он говорит: "Я вам пришлю еще некоторые локации, которые у вас не указаны на карте, с фотографиями. Пожалуйста, дополните, мне это важно".

А вы поняли, сколько военных баз появилось во время оккупации?

– Я не буду говорить цифры в процентном соотношении, потому что мы не подсчитывали, не проводили такую аналитику. Но навскидку, я думаю, 80-90% – это бывшие или советские, или украинские военные базы, потому что довольно много советских объектов, которые были уже демилитаризированы за время независимости Украины. Есть данные, что Россия как раз им снова вернула статус военных объектов. Есть информация о штольнях в Севастополе, которые были облагорожены как музей, и что часть из них уже снова переведены в военные структуры. И, возможно, там как раз сохраняются ракеты "Калибр".

После 24 февраля 2022 года вот эта милитаризация Крыма продолжается? Там продолжают строить какие-то новые полигоны, окопы?

– Полигоны не строят, а вот касательно окопов, наша карта будет жить дальше, и следующая категория, которую мы планируем открыть, – это будут как раз окопы, которые мы обнаружили по Крыму. И таких мест несколько десятков. Их мы называем "фортификационные сооружения". И их очень много, есть некоторые, которые длиной более 10-20 километров, то есть довольно серьезные.

Появилось огромное количество новых площадок для противовоздушной обороны. Там может не быть на местах самих систем С-300 или С-400, к примеру, но по характерным очертаниям понятно, что это как раз обустроенные позиции, для того чтобы туда выезжали эти системы и оттуда проводили свои стрельбы.

Неделю назад под Севастополем горела нефтебаза, и она, как и множество других объектов, находится непосредственно в жилой застройке. Это касается всех объектов: нефтебаз, российских ПВО?

– Если брать Севастополь, то сам город – это вообще огромная военная база. Там есть военные городки в непосредственной близости от обычных жилых кварталов.

Касательно пожара на нефтебазе. Таких баз в Севастополе очень много. И есть даже ближе к жилым массивам, нежели та нефтебаза, которая горела. Точно так же в Севастополе есть три объекта РХБЗ – радиационной, химической и биологической защиты, – что хранится на этих местах, мы сегодня точно не знаем. Я думаю, что и сами крымчане не знают, поскольку это секретная информация. Но то, что три военных объекта есть на территории самого города Севастополя, – это факт.

Если информация о военных объектах в Крыму есть у вас, то это значит, что она есть и у Минобороны Украины?

– Я думаю, что у Минобороны Украины есть гораздо больше информации, и она актуальнее, чем у нас. Во-первых, у Украины есть свои спутники с возможностью дать больше информации, нежели есть у нас. Плюс, я уверен, есть своя агентурная сеть и актуальные данные о том, что было на момент 2014 года.

Наша карта – это сугубо гражданская история. Это как раз для крымчан и всех тех, кто интересуется, что происходит в Крыму, что происходит вообще в российско-украинской войне. Я не думаю, что для военных это будет полезный инструмент, разве что на досуге посмотреть и вспомнить, что там было, что сейчас есть и как все изменилось.

XS
SM
MD
LG