С начала полномасштабного вторжения в Украину Россия вывезла из оккупированных регионов тысячи украинских детей. Украинская власть называет этот процесс депортацией и считает его военным преступлением. В интервью французским журналистам президент Украины Владимир Зеленский заявил, что из страны могли вывезти до двухсот тысяч украинских детей. Чаще всего их забирают в Россию под предлогом "оздоровления" в лагерях, но в реальности многим вывезенным маленьким украинцам грозит незаконное усыновление.
Украина пытается как можно скорее вернуть вывезенных детей родителям. Иногда это удается: в минувшие выходные волонтерам благотворительной организации Save Ukraine удалось вернуть из России 20 незаконно вывезенных детей, в том числе дочь украинской военной Оксаны Лебеденко.
Лебеденко – военный медик 93-й бригады ВСУ. Пока она была на службе, ее дочь, одиннадцатилетняя Ева, жила с бабушкой и дедушкой в Волчанске в Харьковской области, который был в оккупации: украинские военные освободили лишь в сентябре. Родной брат Оксаны самостоятельно принял решение вывезти ребенка в Россию: женщина не видела дочь 11 месяцев.
"Я узнала о том, что она там, в России, уже когда была в госпитале. Узнала через чужого человека, который по душевной доброте согласился под обстрелами поехать ко мне домой", – рассказывает Оксана. По словам женщины, она четыре месяца искала способы, как забрать дочь и даже написала заявление о ее пропаже в полицию. А потом встретила волонтеров, которые помогают возвращать детей из России.
"Я очень переживала: вы же знаете, детей очень быстро прикармливают. Я боялась, что она скажет: "Я не поеду. Я не хочу", – рассказывает Оксана. – И каждый наш разговор начинался с вопроса: "Ты хочешь вернуться, ты хочешь ко мне?" И она всегда говорила: "Да, я хочу вернуться".
Когда Лебеденко встретила автобус, на котором в Украину приехала Ева, и мать, и дочь разрыдались:
"Все хорошо. Все, не плачь, ты уже дома. Все будет хорошо", – утешала Оксана девочку.
Вместе с Евой из России волонтерам в этот раз удалось вернуть еще 19 детей. Все они были в детских лагерях в России – сначала в Геленджике, потом в Анапе. Из оккупированных районов Харьковской области их вывезли в конце августа, перед контрнаступлением украинских военных. Волонтеры говорят, что в Украину родителям детей возвращать не хотели.
"Им говорили: "Если хотите – приезжайте сами и забирайте своих детей, если они вам нужны", – рассказывает координатор Save Ukraine Мирослава Харченко. – Но вышло так, когда деоккупировали эти районы, то между мамами и этими детьми оказалась линия фронта: приехать они не могли".
Волонтеры разработали для родителей маршрут в Россию через Польшу и Беларусь и обратно: помогли родителям с оформлением необходимых документов, обеспечили трансфер. В итоге дорога заняла больше недели.
"Очень тяжелая дорога была, десять дней мы ехали туда и назад, – рассказывает Людмила Козырь, мать одной из вывезенных девочек. – С 28 августа я своего ребенка не видела. Я думала, что земли не буду чувствовать под собой, когда ее обниму. Особенно еще когда она пишет мне: "Мама, я так соскучилась. Я так хочу домой". Слава богу, она со мной! И первое, что она мне сказала при встрече: "Я думала, я тебя больше не увижу в жизни!"
Мирослава Харченко, которая занимается возвращением детей, говорит, что в российских лагерях остается еще очень маленьких украинцев. Если в ближайшее время их не забрать, им грозит в России незаконное усыновление.
"Руководство лагеря уже предупредило, что дети могут там остаться до конца этого года. Они там отпразднуют Новый год, а дальше их развезут по другим российским учреждениям и будут искать для них российские семьи", – предупреждает Харченко.
Сейчас волонтеры Save Ukraine готовят уже третью спецоперацию по возвращению в Украину детей, в этот раз – тех, кого вывезли из Херсона. По словам Мирославы, их вывозили целыми классами вместе с учителями – в лагеря аннексированного Крыма.