Ссылки

Новость часа

"Ему не все равно мнение Путина". Повлияет ли на Лукашенко резолюция ООН по Беларуси


Александр Лукашенко, Минск, Беларусь, 17 сентября 2020 года
Александр Лукашенко, Минск, Беларусь, 17 сентября 2020 года

Границы Беларуси с Польшей, Литвой и Украиной, несмотря на заявление Александра Лукашенко 17 сентября "отвести войска с улиц и закрыть государственную границу с запада, прежде всего с Литвой и Польшей", не закрыты. На постах усилена охрана, однако польские и литовские пограничники сообщают, что движение проходит в обычном режиме, а охрана усилена уже больше месяца, с президентских выборов.

В Совете ООН по правам человека спецдокладчик по Беларуси Анаис Марен призвала участников заседания не допустить создания нового железного занавеса.

Политический обозреватель Александр Федута в эфире Настоящего Времени пояснил, почему границы не закрыты, что значит для Беларуси резолюция, принятая Советом ООН по правам человека, и когда может закончиться противостояние в стране.

Политический обозреватель Александр Федута – о том, повлияет ли на Лукашенко резолюция ООН по Беларуси
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:10 0:00

– Вы можете объяснить, как это случилось? Лукашенко объявляет: "Я закрываю границы". Все мировые СМИ об этом пишут, а они в итоге не закрыты. Как так?

– Александр Лукашенко, как правило, работает либо на Запад, либо на Восток, либо на белорусский электорат. В данном случае он работал на белорусский электорат: "Смотрите, я все еще контролирую все, и границы могут быть закрыты в любой момент". Я думаю, именно это вызывает недоумение у западных наблюдателей и дипломатов, которые убеждены, что обычно лицо такого уровня выполняет свои угрозы. Сейчас угрозы нет – есть "бла-бла-бла".

Могу сказать только одно: Александр Лукашенко прекрасно понимает, что ответом будет перекрытие автомобильного транзита через Беларусь в Польшу и Литву. А это будет катастрофой, потому что российские грузы и грузы из Казахстана просто не будут иметь возможность попадать на Запад, поскольку через Украину, по крайней мере, российские автомобили пройти не смогут.

– Это в первую очередь ударит по экономике России, но и по экономике Беларуси тоже, если перекроется транзит.

– Чрезвычайно сильно.

– Сегодня Совет по правам человека ООН одобрил резолюцию, в которой отмечается, что Беларусь не выполнила своих обязательств в отношении права каждого гражданина голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах. В реальной жизни эта резолюция может к чему-то привести?

– Нет. Тем не менее это достаточно тревожный симптом, особенно на фоне решений, которые принимают другие международные организации, в частности ОБСЕ. Мы помним, что применительно к Беларуси начат процесс создания мониторинговой группы. Как правило, для этого нужно согласие страны, но сейчас, судя по всему, этого согласия нет, и это позор для Беларуси, потому что это вторая мониторинговая группа по ситуации с правами человека в Беларуси, которая создается за время правления Александра Лукашенко. До сих пор, насколько я знаю, за 30 лет существования этого так называемого московского механизма соответствующее решение принималось менее 10 раз – и второй раз по Беларуси.

– Но ему-то все равно?

– Ему абсолютно все равно.

– Что ему не все равно? Возможно, персональные санкции?

– Ему не все равно мнение Путина. В тот момент, когда Путин скажет: "Саша, ты перешел уже определенную границу, и у нас начались из-за тебя большие неприятности", – может быть, Саша начнет что-то откручивать назад. Во всяком случае, мы видели, что армию на улицы городов он не вывел, и это было, несомненно, решение, продиктованное Кремлем.

– Ваш прогноз: когда и чем закончится это противостояние, которое сейчас происходит на улицах Минска и других белорусских городов?

– Я не знаю, когда оно может закончиться, поскольку вообще-то совершенно очевидно, что Александр Лукашенко стремится провести инаугурацию. И если инаугурация будет, то это вызовет новую волну нарастания противостояния, может быть, даже с еще более трагическим исходом, чем тот, о котором вы уже говорили.

– Возникают какие-то поводы, которые усиливают протесты, потом протесты затихают, и на протяжении всего этого времени арестовывают, сажают, избивают.

– Александр Лукашенко не верит в самоорганизацию тех, кто недоволен его правлением. Ему все время кажется, что есть просто группа людей, которые на мифические деньги мифического Запада организовывают протесты. Я думаю, что в конце концов тюрьмы будут переполнены. Людей уже начали выпускать, и они вовсе не намерены смириться в ближайшее время.

XS
SM
MD
LG