Члены инициативы BYPOL, созданной бывшими белорусскими силовиками, опубликовали видео с нагрудных регистраторов силовиков, разгонявших акции протеста, и имена людей, по которым может вестись "разработка", то есть негласное наблюдение.
Ранее журнал Foreign Policy со ссылкой на Международный аналитический центр ISANS (International Strategic Action Network for Security) сообщил, что отток кадров из Министерства внутренних дел Беларуси сильно возрос после выборов.
Правда ли, Александр Лукашенко теряет поддержку силовиков, и что означают утечки видео и списков от них, Настоящему Времени рассказал Влад Кобец, исполнительный директор международной сети ISANS.
– Влад, после просмотра пятничного видео, которое опубликовала BYPOL, у меня возникает только один вопрос. Откуда такая жестокость? Как силовики соглашаются на такую работу? Возможно, у вас есть ответ?
– Я хотел бы отметить, что в стране установился режим персоналистской хунты. Мы привыкли, что хунта – это коллективный орган. В данном случае это режим одного человека, вокруг которого на самом деле не так много таких верных псов, которые творят бесчинства.
Инициатива BYPOL возникла как реакция на применение против людей оружия, на насилие, убийства и пытки. Это десятки, на сегодняшний день сотни офицеров, старших офицеров, которые и работают внутри страны, и выехали за рубеж, создав центр этой инициативы. По их данным, только в Главном управлении МВД на конец августа лежало триста рапортов офицеров об отставке. Если в ОМОН с января месяца в среднем в месяц увольнялось по семь-девять человек, то в августе, сентябре и октябре это было 30-40 человек. На их место ставили малоопытных бойцов, которые соглашались дальше чинить это насилие.
У инициативы BYPOL имеются терабайты файлов с камер видеонаблюдения. Как с камер сотрудников милиции и ОМОНа, так и с камер наружного видеонаблюдения. Имеется достоверная база данных всех пострадавших начиная от 9 августа, включая информацию о том, куда они были доставлены, в какое медучреждение и какой характер поражения. Минно-взрывной характер поражения указывает на применение светошумовых гранат непосредственно по людям. Именно это, по словам одного из сотрудников Генпрокуратуры, который ушел с этой должности, и явилось причиной отставки многих офицеров. Это то, что никогда Беларусь не видела со времен Второй мировой войны.
Продолжается насилие, мы видим это по кадрам вчерашних событий. Хотел бы сказать, что инициатива BYPOL документирует эти события в качестве будущих доказательств для международной следственной группы. Которая, мы надеемся, будет создана, поскольку такая рекомендация содержится в документе, составленном после того, как был включен московский механизм ОБСЕ.
– Влад, а можно сейчас говорить о том, что Лукашенко теряет поддержку силовиков, или все не так однозначно?
– По неофициальным данным, которые мы тоже имеем от BYPOL, до восьмидесяти процентов личного состава органов МВД не поддерживает Лукашенко. В случае развития ситуации они будут действовать по обстоятельствам. Мы очень сильно ценим мужество тех офицеров, которые уже ушли или которые, продолжая работать, саботируют преступные приказы. Мы имеем информацию от BYPOL, каким образом удерживаются люди в системе. Это очень много ниточек, связывающих людей с работой, созданных аппаратом.
Но, как я сказал, критическая масса состава внутренних войск, МВД, других силовых структур не поддерживает Лукашенко, поскольку Лукашенко проиграл. Он набрал не более пятнадцати процентов на выборах. Светлана Тихановская была избрана, и это доказано многочисленными исследованиями.
– Можно ли говорить о тех силовиках, которые сейчас продолжают находиться на службе, что их система фактически взяла в заложники? "Если ты уволишься, будешь протестовать, мы покажем видео с твоим насилием и будем тебя судить".
– Отчасти, да. Но я бы хотел сказать, что люди, которые находятся внутри системы, они сегодня, может быть, более важны, чем те, кто уже ушел. И те и другие делают свою работу. Внутри системы, надо понимать, если человек уходит, он замещается менее образованными кадрами. Это тоже отмечают представители BYPOL. Вместо людей с высшим образованием в следственные органы приходят люди даже без высшего образования. Что снижает, во-первых, качество следствия, во-вторых, эти люди приходят совершенно лояльными.
– Расскажите, пожалуйста, недавнее сотрудничество белорусских силовиков с Росгвардией означает ли, что в скором будущем разгонять протесты в Беларуси будут уже люди с российским гражданством?
– Я надеюсь, что в Кремле понимают, что это уже будет Рубикон. Беларусь показала во время протестов, что от Бреста до Орши это один народ. У нас нет зазора ни Донбасса, ни Крыма. Здесь нет никаких шансов создать какой-то локальный пророссийский анклав. Белорусы в абсолютном большинстве поддерживают независимость. Все протесты были против фальсификации выборов. И люди демонстрировали именно преданность независимости. Любое вхождение людей с российскими отличительными знаками на территорию Беларуси будет означать необратимый процесс утраты поддержки России в белорусском обществе вообще и может перейти к открытому конфликту.