В двухстах километрах от столицы Румынии Бухареста находится село Слава-Русэ (Slava Rusa – в переводе "Русская слава"). Необычное для здешних мест название объясняется тем, что деревня является местом компактного проживания старообрядцев-липован. В XVII веке они скрывались от преследования царских властей в приграничных с Османской империей регионах. Сегодня это территория Румынии.
В 1650-х годах русский царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу и внесли несколько "исправлений" в богослужения в русских православных церквях.
Реформа изменила многие канонические правила, духовные установки, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции православия в России. А также стала причиной раскола среди верующих.
Изменения, предложенные Никоном, в частности, включали требования, чтобы религиозные процессии двигались против, а не по часовой стрелке, чтобы "аллилуйя" повторялась три раза, а не дважды. Крестное знамение должно, по новым правилам, совершаться тремя пальцами, символизирующими Святую Троицу, а не двумя пальцами, символизирующими божественное и человеческое – двойственность Христа.
Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа. С началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку разрушить их религиозный и культурный уклад. Многие верующие Русской православной старообрядческой церкви не приняли церковные реформы патриарха Никона и начали жить в полулегальном статусе "раскольников".
Вместо того чтобы подчиниться новым церковным правилам, одни жгли себя заживо, а другие бежали от преследований со стороны царских властей. Их путь лежал в регионы, расположенные на окраинах Российской империи: на север, в Сибирь и другие места, где старообрядцы могли свободно совершать богослужения, соответствующие их представлениям о христианстве.
Один из регионов, где поселились старообрядцы, расположен вдоль северо-восточного побережья современной Румынии, которая в то время была пограничным регионом Османской империи. Сегодня в Румынии, по некоторым данным, проживают около 23 тысяч этнических русских липован. По оценкам представителей самой общины, это число достигает 105-107 тысяч.
Липованин Космин Леон рассказывает, что прибрежный регион на территории современной Румынии был выбран его предками из-за его богатых рыболовных угодий и болот, в которых "легко спрятаться", если царские власти будут искать религиозных диссидентов.
В начале мая, когда наши корреспонденты снимали этот репортаж, рыбная ловля вдоль побережья запрещена из-за нереста, а липованские рыбацкие лодки стоят на приколе.
Мария Федул, которая отшивает значительную часть традиционной одежды липован в регионе, говорит, что культура румынских старообрядцев "полностью основана на церкви, и вера здесь очень сильна". Поэтому ее не беспокоит вымирание традиций.
Происхождение названия этнического меньшинства неясно, но румынские липоване, вероятно, взяли свое название от второго слога имени Филипп – так звали сына известного старообрядца, который, как утверждается, возглавлял группу бежавших верующих.
Члены общины сегодня говорят на русском языке с сильным акцентом. Во время празднования православной Пасхи, которая в этом году пришлась на начало мая, липоване приветствовали друг друга русской фразой "Христос воскрес", на что в ответ звучит: "Воистину воскрес".
В пасхальное воскресенье липоване собираются в церкви в Сарикей на службу. Она завершается освящением крашеных яиц и пасхальных куличей ("козонак" по-румынски), которые липованские женщины пекут накануне.
В течение Страстной недели церковные колокольни открыты для всех, кто хочет подняться наверх и позвонить в колокола, чтобы отпраздновать Воскресение Христово.
Точное происхождение липован неизвестно, по одной из версий, они произошли от русских казаков с Поволжья на юге России.
"Мы моряки, – говорит пенсионер Артамон из прибрежной деревни Сарикей. – Нашим основным занятием всегда была рыбалка".
Космин Леон, который планирует разводить лошадей на землях недалеко от своего родного села Сарикей, говорит, что, в отличие от других регионов Европы, населенных этническими русскими, среди липованского меньшинства, представленного в парламенте Румынии, нет сепаратистских настроений.
"Мы липоване, и наша страна – Румыния, – говорит он. – Все просто".