Как могут развиваться события на Донбассе в контексте заявлений российской армии о намерении "полностью контролировать" юг и восток Украины. Что означают заявления российского Минобороны об "освобождении" Мариуполя. Почему российская армия отказалась от планов штурма завода "Азовсталь". И есть ли у России шансы захватить всю Донецкую и Луганскую области.
Объясняет основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев.
— "Азовсталь" – это примерно как донецкий аэропорт. Сам город Донецк в какой-то момент попал под российский контроль, а сам аэропорт оставался в значительной мере под контролем украинских сил. И бои за аэропорт, я думаю, все прекрасно помнят, шли многие месяцы, потому что это вроде как один объект вблизи российских сил.
То же самое и с "Азовсталью" – это еще более крупный промышленный объект со сложными строениями, с кучей мест, где можно устроить огневые точки, поставить бронетехнику. Штурмовать ее можно многие месяцы, если не год и более, пока у украинских сил не закончатся боеприпасы и снабжение. Понятно, что у них есть определенный дедлайн, до которого они хотят что-то провести, – это 9 мая. Они прекрасно поняли, что к 9 мая, даже при всех российских силах, закрыть вопрос с "Азовсталью" не получится. Разве что ровнять ее с землей какими-нибудь очень мощными авиабомбами.
И при этом они уже параллельно начали битву за Донбасс. Нельзя так начинать битву за Донбасс, что у вас из Изюма войска пошли в наступления, а с юга пока что заняты Мариуполем. Тогда весь фронт у них посыплется и операция провалится уже в первые дни. Они это тоже прекрасно понимали, поэтому решили поставить вопрос "Азовстали" и в целом Мариуполя на условную такую паузу. Теперь, видимо, сам город и окружение вокруг "Азовстали" будут держать силы сепаратистов, соответственно, 1-й и 2-й армейские корпуса, а морпехи и другие российские силы, которые были в Мариуполе, теперь снялись с места и едут на донбасское направление. Может быть, они надеются, что к 9 мая у них получится какой-то знаменательный прорыв и, может быть, даже окружение украинских войск. Лично нам в команде CIT в это не особо верится, потому что это сверхсложная задача не только по части масштаба обеих сил, но и по части координации между разными видами войск на земле. Это огромнейшая сложнейшая задача, к которой российская армия никогда не готовилась. Даже генерал Александр Дворников, у которого есть опыт координации разных видов войск в Сирии, у него нет опыта координации количества войск такого масштаба и опыта участия в такой масштабной войне. Поэтому нам кажется, что к 9 мая они не успеют даже окружить украинские войска на Донбассе.
Все будет сильно зависеть от того, как будут разворачиваться боевые действия. Давайте начнем с расклада сил. Там сейчас плюс-минус условный паритет. По украинским силам называются 44-45 тысяч человек. Российских военнослужащих без учета сил сепаратистских корпусов – примерно 50 тысяч человек. Но если добавить еще и сепаратистов, их армейские корпуса и мобилизованных ими граждан с территории Донецкой и Луганской областей, то это еще примерно 20 тысяч. Да, есть некоторое превосходство в живой силе, но не такое ошеломляющее, не такое значительное. Нет превосходства ни три к одному, ни уж тем более пять к одному, как фигурировало в прессе, что якобы Путин собирается создать группировку на Донбассе, превосходящую украинскую в пять раз. Конечно, ничего подобного близко нет. Силы плюс-минус сопоставимы.
Плюс когда эти направления пойдут в атаку – это, как мы называем, северная клешня со стороны Изюма и южная клешня со стороны Гуляйполя и далее на Запорожье, которые будут пытаться двумя встречными линиями друг навстречу другу. Задача, как я сказал, очень сложная, потому что одновременно надо брать одну за другой городские агломерации, где, понятное дело, давно укрепились украинские войска, создали оборонительные позиции, и штурмовать их будет очень тяжело. И плюс придется еще как-то защищаться с флангов, чтобы тебя не контратаковали, потому что пока ты продвигаешься вперед и пытаешься взять городские агломерации, тебя могут легко отрезать от основной группировки войск. И тогда сам наступающий окажется в окружении. Такое тоже возможно. Поэтому пока однозначно очень сложно загадывать. Пока мы просто можем с уверенностью сказать, что, скорее всего, к 9 мая так быстро успеть, учитывая, что уже 21 апреля, окружить украинские войска шансы минимальные.
Есть ощущение, что они пока прощупывают направления, по которым могут наступать. Они атаковали Попасную и значительную часть Попасной российские войска сейчас контролируют. Они взяли под свой контроль Кременную и пытаются продвигаться по направлениям: Изюм – Славянск, Изюм – Барвенково. И пытаются прощупать линию обороны украинских войск. Но пока мы не видели широкого задействования всех сил, которые были накоплены на территории Донбасса. Мы думаем, что все еще впереди. Скорее всего, они ждали, когда войска с юга немного освободятся с Мариуполя и тоже перейдут к наступлению.
Мы уверены в своей цифре, которую не раз называли в своих комментариях, что из тех батальонных тактических групп, которые уже поучаствовали в боях на киевском направлении, на черниговском, сумском направлениях и вышли на территорию России, из них примерно от 20 до 40% контрактников отказываются повторно заходить в бой. По большей части не потому что они прозрели и увидели, что там правда нет никаких нацистов, нет никаких фашистов, что фашисты – это скорее они сами, а по большей части потому что они видят, какие шансы у них есть на выживание в этих боях. Они видят, какая плохая у них техника, неработоспособная, они видят, что у них нет нормального снабжения, нет нормального питания, нет нормального прикрытия. То есть если они попадают в какое-то окружение и по ним бьет артиллерия и им приходится разбегаться, то дальше они, по сути, сами по себе. И как хочешь – так и крутись. Они всего этого насмотрелись, поэтому есть такой процент тех, кто говорит: "Нет, я больше туда не пойду, я отказываюсь туда заходить". В итоге их пугают уголовными делами, их стараются закошмарить, их таскают на допросы в военную прокуратуру. Но пока мы не увидели ни одного случая, чтобы это чем-то закончилось для контрактников, чтобы завели против кого-то из них уголовное дело. Такого не было.
Хотя, с другой стороны, сегодня мы впервые отметили случай, когда один контрактник, который поучаствовал в боях на черниговском направлении и потом его вывели на территорию России, он сказал, что он больше не пойдет и напишет рапорт на увольнение. В итоге его попугали военной прокуратурой, а сейчас его каким-то образом снова забросили на территорию Украины. И сейчас он находится там на луганском направлении. Мы не знаем, как именно это произошло, но факт в том, что, несмотря на его отказ, его повезли опять в бои.