В отношении 24-летнего жителя оккупированного Мелитополя Леонида Попова, имеющего диагноз "недифференцированная шизофрения", ФСБ возбудила уголовное дело о "шпионаже". Об этом "Важным историям" сообщил юрист правозащитной организации Every Human Being Алексей Ладухин.
Согласно ответу ФСБ, который имеется в распоряжении редакции, уголовное производство было открыто в августе 2024 года. Известно, что парня держат в СИЗО-1 оккупированного Россией Донецка, но у родственников молодого человека нет возможности связаться с ним, отмечают "Важные истории".
Ранее издание рассказывало его историю: мелитопольца похитили в конце апреля 2023 года, за день до того, как он должен был эвакуироваться из города. Родители несколько месяцев не знали, где находится их сын и что с ним происходит.
В июне того же года с ними связался бывший сокамерник Леонида: он рассказал, что их сын находится в организованной Россией военной комендатуре в очень плохом состоянии и что у молодого человека обострились ментальные нарушения. В конце июля истощенного парня доставили в больницу, откуда он смог связаться с матерью. Он рассказал, что в плену его постоянно пытали: избивали и не давали еду и воду. При госпитализации Леонид весил 40 кг при росте почти два метра.
Спустя две недели после пребывания в больнице отцу Леонида позвонили представители оккупационного "Следственного комитета" и сказали, что отпускают сына за отсутствием состава преступления (хотя на тот момент никаких обвинений мелитопольцу официально предъявлено не было – НВ). "Но когда отец привез сына из больницы домой, к ним подъехали военные, надели Леониду мешок на голову и снова увезли", – отмечают "Важные истории".
Таким образом, в августе 2023-го Леонида вернули в камеру. Тогда же его отец написал заявление в оккупационный "Следственный комитет" Мелитополя. В декабре силовики показали ему черно-белую распечатанную фотографию сына, на которой Леонид держит лист бумаги со словами: "Со мной все в порядке! О своем местонахождении сообщать отказываюсь". Надпись на листе была датирована седьмым декабря.
"Сказали, что им прислали эту фотографию из ФСБ, что там разбираются с нашим сыном. И сказали отцу забирать заявление, сын же "нашелся". И нельзя отказаться, это же оккупированная территория, люди живут в страхе", – рассказывала мать Леонида.
По словам представителей Every Human Being, осенью 2023 года им ответили из ФСБ, заверив, что Леонида не задерживали и в отношении него не ведется никаких следственных действий. Все это время, говорит юрист Алексей Ладухин, похищенному украинцу не давали возможности реализовывать права, предусмотренные для подозреваемого: звонить родственникам, встречаться с адвокатом, получать посылки – и это продолжается до сих пор.
Правозащитники допускают вероятность того, что Леонида могут освободить в результате обмена, когда вместе с военнопленными российская сторона возвращает Украине гражданских заложников. По их словам, омбудсмен Украины Дмитрий Лубинец уже работает над освобождением Леонида.