Вечером 9 мая президент США Джо Байден подписал закон о ленд-лизе для Украины. Ранее 7 апреля его принял Сенат США, а 28 апреля то же самое сделала Палата представителей Конгресса США. Закон даст возможность США оперативно предоставлять Украине оружие для защиты от агрессии России, также Киев получит по нему финансовую помощь – в гораздо большем объеме, чем было до этого. Президент Украины Владимир Зеленский уже заявил, что считает этот документ историческим: "Подписание сегодня закона о ленд-лизе – исторический шаг. Убежден, что мы снова вместе победим и защитим демократию в Украине и в Европе. Как и 77 лет назад", – написал Зеленский в твиттере после того, как Белый дом объявил о подписании закона.
Украинский политический аналитик Юрий Качура считает, что подписание Байденом законопроекта "означает финальную жирную точку на трансформации всего подхода западного мира к войне Украины и России: Запад поставил на победу Украины в этой войне".
– Что, на ваш взгляд, ленд-лиз значит для Украины?
– Это огромное символическое событие. Мало того, что это было сделано 9 мая: это напоминание о том, какой огромный эффект имел ленд-лиз для победы всей антигитлеровской коалиции и, в частности, Советского Союза. То есть это сам по себе большой символ.
Фактически подписание Байденом этого законопроекта означает финальную жирную точку на трансформации всего подхода западного мира, коллективного Запада к войне Украины и России. Мы помним, что вначале у Запада было большое недоверие по отношению к Украине, были большие сомнения. По сути дела, ожидалось, что через 2-3 дня мы увидим совершенно другой мир, где уже Украины не будет.
Но прошло время – и под влиянием и общественного мнения, и под влиянием реального сопротивления, которое оказывала украинская армия, на Западе увидели, что необходимо переходить к значительно более серьезной поддержке. Они увидели, что украинская армия, украинское общество может победить в этой войне. И особенно, я думаю, на это оказали влияние и те факты жертв и зверств российской армии, которые были обнаружены в Буче, Бородянке, Стоянке и других городах.
Таким образом сформировалась позиция Запада, которая фактически означала, что Запад поставил на победу Украины в этой войне, – это первый аспект.
Второй – я бы его назвал "материальное основание для победы". Украинская армия показала, что умеет воевать существенно лучше, чем их российские оппоненты, показала, что у нее есть выучка, тактические креативные идеи, и, я бы так сказал, система управления, знания и умения офицеров. Однако материальное превосходство оставалось и остается пока что на стороне российской армии. За счет этого продолжают наноситься очень серьезные удары и по инфраструктуре Украины, и по мирным городам. Фактически ущерб нанесен огромный.
Это преимущество, к сожалению, невозможно преодолеть без поставок современного западного вооружения, и ленд-лиз открывает для этого необходимые ворота.
Благодаря ленд-лизу наша армия станет качественно другой армией. Сейчас открывается возможность превратить некогда "маленькую Красную армию", а именно Вооруженные силы Украины, в настоящую серьезную европейскую армию, которая соответствует стандартам НАТО и Соединенных Штатов Америки.
Поставки тяжелых вооружений, современных вооружений, аналогов которым нет в российской армии, позволит не только научить наших воинов использовать это оружие, но и использовать его конкретно в борьбе для победы. А также переносят те тактические замыслы, те новые решения, которые уже применяются, скажем, в армии Соединенных Штатов Америки. Прежде всего дистанционная война, бесконтактная война, это возможность небольшими вооруженными формированиями наносить большой ущерб значительным войскам противника.
– Очень хочется понять: закон о ленд-лизе подписан, потому что переговоры Москвы и Киева провалились и даже в будущем не дадут никакого результата?
– Президент Зеленский четко дал понять, что переговоры невозможны на данном этапе, пока продолжается уничтожение мирных городов. Но я бы не стал связывать непосредственно переговоры и ленд-лиз, потому что ленд-лиз – это логическое завершение именно трансформации отношения Запада к Украине. Он фактически поставил задачу не допустить поражения Украины, поставил задачу способствовать победе Украины.
Так что я бы не стал связывать это непосредственно с положительным или негативным результатом переговоров между Москвой и Киевом. Тем более что на настоящий момент российская сторона не проявляет никакого интереса к достижению конструктивного результата этих переговоров. По сути дела, по-прежнему стоит вопрос о том, что Украина должна капитулировать, и все.
– 8 мая в эфире всеукраинского телемарафона министр обороны Алексей Резников заявил: "Ленд-лиз, хоть и без отправки военных на территорию Украины, – это, по сути, участие в этой войне и настроенность на победу, ведь прагматизм американцев нам с вами известен, они точно хотят одержать победу". Что вы думаете по поводу этого заявления? Получается, что министр обороны Украины говорит то же, что и Кремль, что это война России и США на территории Украины?
– Вы знаете, как часто бывает в российской пропаганде? Берется некая объективная реальность, а потом она приправляется обильно дополнениями, которые извращают суть.
В действительности если мы говорим о характере настоящей войны между Украиной и Россией, то эта война имеет по крайней мере три слоя.
Первый слой – это империалистическая война со стороны России: последние конвульсии попыток Российской империи вернуть себе некогда имевшиеся в ней колониальные подразделения.
Со стороны Украины это антиколониальная национально-освободительная война. По сути дела, этой войной Украина пытается окончательно разорвать все связи со своим прошлым, а также с несколькими столетиями совместной жизни в Российской империи.
И я бы сказал, что, с третьей стороны, эта война является мировой. Я бы даже решился так ее назвать. Потому что у нас бытует представление, что Третья мировая война – это обязательно война ядерная. Но мировая война – это прежде всего способ решения таких противоречий в международных отношениях, в мировых экономических отношениях, которые никаким другим образом стороны решить не в состоянии. Так было и во время Первой мировой войны, так было и во время Второй.
Если мы говорим о том, какой характер имеет нынешняя война, то те противоречия, которые накопились, те проблемы, которые накопились в мировых отношениях безопасности, экономики, политики, – они неминуемо должны были результироваться в неком катаклизме, необязательно военном. Но так случилось, что произошла война между Украиной и Россией. И эта война является не региональным конфликтом и не территориальным конфликтом. Эта война – по сути, отражение разрешения мирового кризиса и в какой-то мере мировая война.
– Согласны ли вы с мнением, что это в том числе борьба автократии с демократией?
– Безусловно. Люди очень любят говорить, что это цивилизационный разрыв, цивилизационный конфликт. По сути дела, почему настолько велика уверенность в будущей победе Украины? Потому что цивилизация не может проиграть варварству. Вся концепция путинизма – это архаика. И поэтому мы так верим в нашу победу.