Легион "Свобода России" – подразделение в рядах Вооруженных сил Украины, состоящее из российских добровольцев. Своей целью они считают освобождение оккупированных Россией регионов Украины, а также борьбу с Владимиром Путиным, который, как сказано в манифесте легиона, "уничтожил не только российскую экономику, но и возможность россиян развиваться и иметь право на счастливое будущее". Журналист Радио Свобода поговорил с бойцами легиона с позывными Цезарь и Тихий.
Тихий родился в городе Тольятти Самарской области, работал строителем. Перед войной он часто бывал по работе в Украине, а феврале 2022 года перебрался с семьей под Киев на новый объект – там его и застала война. В начале лета россиянин подал заявку в легион, который сражается в Украине, прошел все проверки и двухмесячную подготовку и отправился на фронт. "Почему у меня такой позывной? Я не любитель поговорить, – смеется он , – да и делаю все по-тихому". Тихий рассказал, что в Россию возвращаться не планирует и сражается исключительно за освобождение Украины.
Цезарю 50 лет, он родом из Санкт-Петербурга. По образованию он педагог, всю жизнь работал тренером. Он также присоединился к легиону в начале лета. Издание "Агентство" утверждает, что Цезарь был членом ультраправой националистической организации "Русское имперское движение" (РИД), но сам он заявил, что покинул РИД еще до 2014 года.
"24 февраля – это был шок. Но на второй день вторжения мне стало понятно, что все было сделано очень бездарно и потому быстро закончится. С оперативной точки зрения это дурдом. Механизированный блицкриг, который привел к разгрому сил вторжения", – говорит он. Сначала Цезарь пытался записаться в Иностранный легион (Интернациональный легион Украины – добровольческое воинское подразделение, созданное правительством Украины в составе территориальной обороны ВСУ в феврале 2022 года для граждан иностранных государств, желающих воевать на украинской стороне – НВ), но тогда россиян в него не брали.
"Потом появился легион "Свобода России", я подал туда заявку, прошел соответствующие процедуры и оказался здесь, – рассказывает Цезарь. – Я уже давно понял, что легальная смена власти в России невозможна, потому что вся власть находится в руках кремлевской диктатуры. Я считал и считаю, что смена власти в России возможна только в результате вооруженного восстания. Мы воюем на стороне добра – на стороне Украины. После победы Украины вопрос смены власти в России встанет особенно остро".
– Сколько бойцов сейчас в рядах легиона "Свобода России"?
Цезарь: Мы вошли в состав второго батальона, а сейчас формируются уже третий и четвертый. Точное количество мы не можем знать, потому что мы распылены по всей линии фронта. Люди тут абсолютно разные. У всех разные судьбы, но нас объединяет цель– отстоять Украину и потом вернуться в Россию с оружием в руках. Россия себя уже дискредитировала, и никакой нормальной смены власти там не будет: они вцепились в нее и готовы положить миллионы людей, лишь бы удержаться. С этими мерзавцами можно разобраться только с помощью силы.
– В июне 2022 года появилась информация о том, что бывший вице-президент "Газпромбанка" Игорь Волобуев вступил в легион. Где он сейчас?
Цезарь: Мы с ним не пересекались. Мы в разных подразделениях, никак не можем прокомментировать.
– Вы как минометчики сейчас воюете на бахмутском направлении. Что сейчас происходит в районе Бахмута?
Цезарь: Украинская армия навязала противнику бой на выгодных для себя условиях. В то же время политическое руководство России навязало российской армии бой на невыгодных для нее условиях. Бахмут с точки зрения стратегии ничего не дает россиянам. Им просто надо продемонстрировать какую-то победу. Они полгода перемалывают свои части, тратят сотни и тысячи вагонов с боеприпасами. Бабы, конечно, еще нарожают, но вот со снарядами у них уже напряженка. Изнашиваются артиллерийские стволы, сгорает техника в бою. Ради чего? В Донецкой области таких городов еще штук 15. Посмотрите на агломерацию Славянск – Краматорск. Если они с Бахмутом не могут справиться, то что будет там?
Поймите, что Путин не знает, как выбраться из этой войны. У него есть политическая цель – захватить Донецкую область и объявить это целью войны. Мы очень сомневаемся в его способности "освободить" всю Донецкую область – мы еще за Бахмут подеремся, попьем вражеской крови. Мы будем сражаться до победы, хотя она не будет быстрой и легкой.
– А местное население что рассказывает? Как они к вам относятся?
Цезарь: Многие сторонники свободной Украины покинули Бахмут – те, кто помоложе, пободрее. Осталось много стариков – у них в голове еще Советский Союз. Ждуны "русского мира" здесь тоже есть. Есть и маргиналы – наркоманы, алкоголики. Есть люди, которые сотрудничают со спецслужбами РФ. В то же время здесь много людей, которые нас поддерживают. Это очень приятно, когда люди кричат тебе "Слава Украине". Ты понимаешь, что ты не зря стоишь на этой земле.
Тихий: Люди постоянно в поисках воды, еды, тепла, поэтому кажется, что они все на нас озлобленные. Но они могут быть озлоблены не на нас, а на ситуацию, в которой они оказались.
– Как мобилизация повлияла на ход боевых действий? Мы видели прорыв ВСУ на харьковском направлении, освобождение всей области. Сейчас же наступление ВСУ продвигается довольно медленно, а российские войска, как утверждают военные эксперты, наоборот, имеют успехи на некоторых направлениях.
Цезарь: Конечно, мобилизация повлияла на эти процессы, но роль играет еще и недостаток вооружения у ВСУ. Если бы мы сейчас получили те самые силы и средства, которые запрашивал генерал Валерий Залужный, то вопроса разгрома противника не стояло бы сегодня в принципе. Железо сильнее мяса. Вы видите, что HIMARS делает: 20-30 машин переломили ход войны, и этих машин у Запада еще сотни. Танков у них тысячи, а про авиацию я вообще молчу. Если бы у Украины была хотя бы малая часть этого оружия, мы бы уже с Тихим отмечали нашу победу где-то на пляже в Крыму.
К сожалению, Запад прагматичен и очень долго раскачивается. Если бы Путин знал, что ему сразу переломают хребет, то ни нападения на Грузию, ни нападения на Украину не было бы.
Тихий: Мы прочувствовали мобилизацию – можно просто стрелять не целясь, и ты обязательно в кого-то да попадешь. Раньше мы гонялись за ними, чтобы выловить российские группы, а сейчас их очень много – в каждой посадке.
– Вы сказали о силовом переходе власти в России. При каких обстоятельствах это возможно?
Цезарь: Путин строил дегенеративное государство, а своим нападением на Украину он пытался решить внутренние проблемы. Маленькая победоносная война, "СССР 2.0", популярность будет расти, народ будет доволен, потому что имперские амбиции россиян еще не угасли, – так должно было быть, а по факту Путин получит тяжелейшее военное поражение. Элиты и народ будут считать, что виноват именно он.
Государство уже потеряло монополию на насилие – посмотрите на Пригожина и Кадырова. Появились губернаторы с добровольческими батальонами. В один прекрасный момент президент Татарстана может просто сказать: "Ребята, зачем мне ваши проблемы? У меня есть нефть, газ и четыре батальона, давайте как-то без меня".
После "могилизации" Путин резко поднял ставку: раньше воевали "зеленые человечки", а условный Вася из Саратова сидел с пивом у телевизора. Сейчас Васе надо подняться, залезть в холодный окоп под Бахмутом, а там ему на голову прилетит наша с Тихим мина. Тут у Васи настроения могут поменяться. Если Вася хорошенько подумает, то, может, и к нам присоединится и мы вместе пойдем на Москву. Вася, давай-ка хорошенько подумай!
– А готовы ли россияне к силовому сценарию?
Цезарь: Население никогда не будет готово. В гражданской войне в России принимал участие один процент всего населения. Что такое один процент сегодня? Это полтора миллиона человек. Этого хватит, чтобы разобраться со всеми преступниками. Тут вопрос не в количестве, а в мотивации, подготовке и ресурсах.
Ко всему надо прийти. Люди должны дозреть, им надо дать картину другого будущего. Когда люди увидят, что есть картина будущего, есть люди, готовые за него бороться, вот тогда достаточно большое количество адекватных людей пойдет за ними. Мы сейчас формируем такую субъектность. Мы готовы взять на себя ответственность за свою страну. Кремлевские нувориши не имеют права управлять народом – они давно себя дискредитировали.
Я воюю на стороне добра и буду защищать Украину до последнего. Если я к концу этой войны останусь жив, то я тем или иным способом попаду в Россию и буду дальше сражаться за свободу.
Материал полностью можно прочитать на сайте Радио Свобода