Премьера новой картины Сергея Лозницы "Господин Ландсбергис" состоялась 20 ноября на фестивале документального кино IDFA в Амстердаме, где она была удостоена главного приза. Учитывая табуированность темы оккупации Советским Союзом стран Балтии, российский зритель едва ли увидит фильм в широком прокате. 20 декабря первую часть "Господина Ландсбергиса" можно будет увидеть онлайн в 23:00 мск в эфире телеканала. Для русскоязычной аудитории это уникальная возможность под другим углом увидеть историю распада СССР.
Фильм создан при поддержке Настоящего Времени.
Документальный фильм Сергея Лозницы посвящен истории борьбы литовского народа за независимость и выход из состава СССР. Во главе этого движения стоял литовский интеллектуал, политик, писатель и депутат Витаутас Ландсбергис – главный герой картины. В 1989 году он одним из первых заговорил о неправомерности оккупации Литвы Советским Союзом, а в последующие годы возглавил общественную организацию "Саюдис" ("Движение"). Благодаря усилиям Ландсбергиса, его соратников и мощной поддержке литовского народа Литва первой из республик провозгласила выход из состава СССР и получила независимость.
Фильм Лозницы длится четыре часа и охватывает период с 1988 по 1993 год. Начиная с мирных митингов за независимость в перестройку и заканчивая выводом советских войск из Литвы уже после прихода Бориса Ельцина к власти. В эфире можно будет увидеть 86-минутную версию.
В 2014 году вышел "Майдан" – поворотный фильм в творчестве Лозницы. С этого момента он исследует историю Советского Союза, последствия его развала и преступления советской власти. Параллельно тому как российская власть вымарывает все свидетельства о репрессиях и становлении нынешнего строя, Лозница создает "Государственные похороны" о прощании со Сталиным, а затем и "Процесс" – реконструкцию показательного суда над "вредителями" в 1930 году.
В "Господине Ландсбергисе" режиссер обращается к тому историческому периоду, о котором ранее рассказывал в фильме "Событие", посвященном августовскому путчу 1991 года, смонтированном из кадров, снятых операторами "Лендокфильма". Тогда в Ленинграде на Дворцовой площади собрались десятки тысяч людей, организовав стихийный митинг в поддержку демократии.
Лозница вновь собирает кадры уникальной хроники, на этот раз – единения литовцев, в течение всех лет борьбы "Саюдиса" за отделение Литвы протестовавших против советской власти. После просмотра фильма в голове еще долго будут звучать слова литовского гимна и тысячи голосов, скандирующих "Литва", "оккупанты" и "фашисты" вооруженным советским солдатам.
Главный герой фильма не только Ландсбергис, но и сами протестующие литовцы. Литовцы, которые не разошлись, даже когда их давили советскими танками у стен телебашни Вильнюса в январе 1991 года (печально известные "январские события", в результате которых погибло 15 человек). Об этом же говорит в интервью и сам Лозница: "Я думаю, что Литве повезло. Потому что правильный человек появился в правильном месте и в правильное время. И он, и его судьба в большой степени связана с судьбой Литвы. И он не ушел от этого призвания, он его принял, со всеми рисками и опасностями. И очень достойно пронес. Но я не думаю, что это только Витаутас Ландсбергис создал. Это создали люди, граждане Литвы. Просто от его решений, от его слов и от его сиюминутной реакции, когда нет времени даже задуматься, зависело многое".
Сегодня Витаутас Ландсбергис интересуется кино, ходит на премьеры и иногда выступает как кинокритик. На показе одного из фильмов Лозницы он познакомился с режиссером и стал частью его документальной киновселенной. Прежде режиссер избегал прямой речи и так называемых говорящих голов в своих работах, опираясь в первую очередь на хронику – будь то его ранняя монтажная картина "Блокада" или недавний "Бабий Яр: контекст".
Для Ландсбергиса он сделал исключение: примерно половина фильма – это продолжительное интервью режиссера с героем, записанное на его даче. Ландсбергис комментирует события, запечатленные на хроникальных кадрах. Для Лозницы этот монтаж принципиален – его фильм прежде всего о роли личности в истории, в конкретный период. О том, насколько чутко не мыслящий себя в политике Ландсбергис почувствовал момент и в нужное время принял единственно верное решение. Как в шахматной партии он обыгрывает Горбачева: акт о восстановлении независимости Литвы был принят 11 марта 1990 года, как раз накануне президентских выборов Горбачева (14 марта). Когда глава СССР не мог отдать приказ о применении силы, рискуя потерять очки в глазах всего мира.
В самом начале фильма Лозница противопоставляет двух политиков и два мировоззрения. Начальные кадры хроники запечатлевают, как Горбачев общается с жителями Вильнюса. Кто-то из толпы спрашивает его: "Господин Горбачев, почему Москва не хочет понять желание литовского народа быть независимым?" На что он отвечает: "Я господином не был и быть не собираюсь, и не хочу, чтобы в Советском Союзе в результате перестройки появились господа". Затем на экране возникает титр "Господин Ландсбергис".
В этом и проявляется принципиальная разница их взглядов. Гуманист и демократ Ландсбергис настаивал на неизбежности перемен и необходимости независимости для всех союзных республик, и прежде всего для родной Литвы. Горбачев, вопреки определенной прогрессивности, до последнего хотел сохранить СССР и под перестройкой фактически понимал реставрацию режима. Он был против отделения Литвы и стран Балтии и в конце концов, по мнению Ландсбергиса, отдал распоряжение о вооруженном вторжении и подавлении мирных протестов в Вильнюсе в 1991 году. Впоследствии Горбачев категорически отрицал свою причастность к трагедии, утверждая, что огонь по мирным литовцам открыли по распоряжению местных военачальников.
На следующее утро после "январских событий" Ландсбергис обратился к Горбачеву со словами: "Президент, посмотрите на ваши руки, загляните в свое сердце. Если вы были беспомощны, зачем вы прикрываете своим именем деяние убийц? Если вы могли остановить их руку, почему вы этого не сделали? Куда идет ваша страна? Она идет к страшной пропасти и может затащить туда весь мир. Зачем вам это? Остановите, если можете, убийства". И кажется, что эти слова, записанные 30 лет назад, обращены не только к Горбачеву, но и напрямую в сегодняшний день.