Врачи берлинской клиники Charité опубликовали в медицинском журнале Lancet статью о симптомах и лечении российского оппозиционного политика Алексея Навального после отравления. Текст размещен на сайте журнала.
Статья названа "Отравление нервно-паралитическим веществом "Новичок", в ней не указано имя Навального, только возраст.
Врачи коротко описывают терапию в Омске, где он находился в первые двое суток после отравления. Указано, что когда Навального впервые обследовал немецкий врач через 31 час после отравления, пациент был на искусственной вентиляции легких, единственное лекарство, которое ему тогда вводилось, был пропофол (седативное средство).
После транспортировки в Германию его состояние немного улучшилось, однако он по-прежнему находился в глубокой коме. В клинике Charité на основании анализов было обнаружено, что Навальный подвергся воздействию ингибитора холинэстеразы, после чего была начата терапия, в частности с использованием атропина и обидоксима.
По данным немецких специалистов, на пятый день у Навального поднялась температура, которая была повышенной 10 дней. Дышать самостоятельно он начал на 12-й день после отравления, а полностью от ИВЛ был отключен на 24-й день. Спустя два месяца после отравления было констатировано практически полное восстановление с точки зрения неврологии и невропсихологии.
Врачи отмечают, что исход болезни был "очень благоприятным". По их мнению, едва ли не решающее значение имели мероприятия, проведенные в первые часы после отравления – интубация и подключение к аппарату ИВЛ. Отмечается, что в организме Навального после прибытия в Charité были найдены следы атропина, что показывает, что это противоядие вводилось еще в России.
Российские врачи не подтверждали наличие опасных веществ в организме Навального. Главврач больницы скорой медпомощи №1 Александр Мураховский ранее говорил, что основная причина тяжелого состояния Навального – якобы нарушение обмена веществ. Однако клиника Charité в Берлине, куда Навальный был позже доставлен на лечение, 24 августа подтвердила, что 44-летний оппозиционер был отравлен химическим веществом.
Второго сентября в организме политика нашли следы "Новичка", а канцлер Германии Ангела Меркель потребовала от России объяснений того, что произошло. Лаборатории Франции, Швеции и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердили наличие яда "Новичок" в анализах Навального. Кремль также отрицает причастность к отравлению Навального. Президент России прокомментировал расследование Bellingcat лишь на третий день после его выхода – на ежегодной пресс-конференции, заявив, что если бы политика "хотели бы отравить – отравили бы".
Четырнадцатого декабря Bellingcat, The Insider, Der Spiegel и телеканал CNN выпустили совместное расследование, в котором утверждают, что к отравлению Навального были причастны восемь оперативников, связанных с Институтом криминалистики ФСБ (НИИ №2). Трое из них следовали за политиком в Новосибирск, а затем в Томск, где он был отравлен 20 августа 2020 года.
Через неделю Навальный выпустил вторую часть расследования. Он под видом помощника секретаря Совета безопасности Николая Патрушева позвонил Константину Кудрявцеву, одному из предполагаемых сотрудников ФСБ из группы, которая курировала его отравление. По заявлению Навального, Кудрявцев в разговоре с ним фактически подтвердил, что политика собирались убить при помощи яда класса "Новичок". Собеседник (Навальный утверждает, что это Кудрявцев), в частности, рассказал по телефону, что ему поручили очистить одежду Навального от яда "Новичок", в том числе "самый рискованный предмет" – его трусы. "Сказали работать по трусам именно, по внутренней части. <...> Гульфик так называемый. Там швы такие есть, вот по швам", – сообщил он.