Мигрант из Кыргызстана по имени Азамат вышел на связь с журналистами проекта "Мигрант Медиа": он рассказал, что в прошлом году поехал из России в оккупированный Луганск работать строителем. Но теперь он не может вернуться обратно в Москву, а оттуда в Кыргызстан: власти России внесли его в черный список. Мужчина застрял в зоне оккупации и просит о помощи. Сдаться властям Украины он не может: его могут посадить в тюрьму на 20 лет.
Сейчас Азамат находится недалеко от КПП Маркино на российско-украинской границе. Десять дней назад он хотел ее пересечь, но российские пограничники его не пропустили.
"Я работал раньше в Москве, а в Луганск мы приехали на подработку. Ребята, с которыми я приехал, потом ездили туда-сюда, и вроде проблем у них не было", – рассказал Азамат. Ранее независимые журналисты рассказывали, что Россия привлекает трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана для строительных работ на оккупированных территориях.
"В связи с тем, что у меня истекает срок действия паспорта, я хотел вернуться в Кыргызстан через Россию, – объясняет Азамат. – Но меня не пропустили через границу. Сказали, что я в черном списке. Оказывается, они неправильно записали дату моего рождения. Также они сказали про какой-то патент. Но для кыргызстанцев он не нужен! А они утверждают, что я сам должен это уточнить через МВД!"
Российские пограничники вручили Азамату бумагу от МВД России, в которой говорится, что ему запрещен въезд на территорию РФ. Также его предупредили, что в случае, если он все же окажется на территории России, ему грозит штраф в 300 тысяч рублей или 4 года общественных работ, возможно, и лишение свободы на тот же срок в 4 года.
"Я до сих пор не могу понять, почему так происходит. Я ничего не нарушал, чтобы меня вот так не пускали обратно в Россию!" – жалуется Азамат.
На оккупированной российскими войсками территории Украины Азамат находился с декабря прошлого года. Вместе с ним, рассказывает он, из России в Луганск приехала группа из 30 кыргызстанцев. В разрушенных войной городах бригада Азамата занималась кровельными работами на новых зданиях, но – без официального контракта.
"Мы работали с одной из российских строительных фирм, но мы с ней не заключали официального трудового соглашения, – рассказывает Азамат. – Приехали по совету знакомого, поэтому знали, что не можем рассчитывать на помощь фирмы. Второго мая истекает срок действия моего паспорта. Я хотел успеть выехать отсюда. У меня в запасе было 20 дней. Но с каждым днем мое положение здесь становится все более шатким. Если срок выйдет, я не знаю, что теперь со мной будет".
По словам мигранта, он написал письмо в посольство Кыргызстана в Москве с просьбой о помощи. Но ответа от диппредставительства не получил. Журналисты "Мигрант Медиа" также попытались узнать в посольстве Кыргызстана в России, какие меры сейчас дипломаты предпринимают по решению ситуации с Азаматом. Но запросы также остались без ответа
Правозащитники в Москве, которые работают в области защиты прав мигрантов, говорят, что ищут способы ему помочь.
"Какие есть пути решения проблемы этого гражданина? Первый – это сдаться властям Украины. Но тогда его могут арестовать и посадить на 20 лет за то, что находится в зоне оккупации, – объясняет правозащитница Аниса Жээнбекова. – Второй способ – это дипломатический. МИД Кыргызстана должен попросить у российской стороны предоставить ему коридор для выезда. Насколько я знаю, сейчас ведутся такие переговоры".
"Я еще раз призываю мигрантов! Не надо туда ехать! – подчеркивает правозащитница. – Во-первых, это опасно. На этой территории не работают законы Российской Федерации: эта зона все равно считается территорией другой страны. Если вам отказано во въезде в Россию и вы каким-то образом все равно перешли границу, ваше пребывание здесь будет незаконным и вы не сможете вылететь домой из России. Подумайте о своей жизни, о своем будущем!"
Сколько всего кыргызстанцев сейчас работают в зоне оккупации, никто не знает. Их могут быть сотни и даже тысячи. По словам правозащитников, несмотря на высокие риски и их предостережения, многие мигранты все равно едут работать на оккупированных Россией территориях Украины: они не понимают, как Россия их использует в войне против Украины.