Первомайский районный суд Бишкека оправдал всех 27 фигурантов так называемого "Кемпир-Абадского дела". Об этом сообщает кыргызская служба Радио Свобода/Азаттык.
Суд вынес оправдательный приговор в отношении обвиняемых, среди которых активисты, правозащитники, политики и журналисты – с формулировкой "за отсутствием состава преступления". Их обвиняли в подготовке к массовым беспорядкам и попытке захвата власти из-за несогласия с действиями властей, в частности с решением о передаче Узбекистану Кемпир-Абадского водохранилища и земель вокруг него. Всех обвиняемых после решения освободили в зале суда под подписку о невыезде.
Судебное заседание прошло в закрытом режиме: родственников подсудимых и СМИ не пустили даже на оглашение приговора.
Фигуранты дела, комментируя вердикт суда, заявили, что считают решение законным и единственно правильным. Тем не менее многие из обвиняемых не ожидали, что суд их оправдает.
"Суд принял справедливое решение. Мы не знаем, на каком основании он его вынес. Но мы не виновны. Для нас это было неожиданное решение. Решение суда полностью доказало, что мы не виновны, все было в рамках закона", – сказал в комментарии Радио Азаттык политик Равшан Джеенбеков, находившийся под стражей с октября 2022 года.
Еще один фигурант дела, Жениш Молдокматов, отметил, что никто из подследственных не просил о помиловании.
"Сегодня был действительно справедливый суд. Мы все оправданы. Мы не виновны, и хотя суд был закрытый, было принято действительно хорошее решение. Самое главное, что принято справедливое решение. Нас незаконно посадили по вопросу Кемпир-Абада, а сегодня мы выходим законно. Никто не просил помилования", – подчеркнул он.
Клара Сооронкулова, которая также проходила обвиняемой по "Кемпир-Абадскому делу", заявила, что фигуранты планируют подать в суд иски о незаконности их преследования, а также потребовать от властей компенсации морального ущерба.
"Против нас незаконно возбудили дело, и мы от этого пострадали. В связи с этим мы имеем право подать в суд на государство и получить компенсацию. Однако решение суда еще не вступило в силу. Прокуратура просила приговорить нас к 20 годам, и она может подать апелляцию в следующую инстанцию", – сказала она.
Будет ли прокуратура подавать апелляцию в вышестоящую инстанцию, пока неизвестно. Решение районного суда, если не будет подана апелляция, вступит в законную силу через 30 дней.
Кыргызстан и Узбекистан в 2022 году ратифицировали Договор по делимитации отдельных участков кыргызстанско-узбекистанской границы и Соглашение о совместном с Кыргызстаном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища. Согласно документам, Узбекистану от Кыргызстана перешли 4957 га территории Кемпир-Абадского водохранилища и дополнительно 19,5 га для обслуживания и охраны плотины. Взамен Кыргызстану было передано 1019 га пастбищных земель и 12 849 га на участке Говасай (Гавасай) в качестве компенсации за непостроенный Кемпир-Абадский канал на левом берегу водохранилища.
Обсуждение соглашений с Узбекистаном вызвало массовые протесты как в районе, который прилегал к водоему, так и в Бишкеке. В конце октября 2022 года в Бишкеке задержали более 20 политиков и активистов, выступавших против передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану: против них возбудили дело о подготовке к массовым беспорядкам.
По словам самих арестованных, уголовное дело против них было "сфабриковано". Они утверждают, что их позиция по Кемпир-Абадскому водохранилищу и создание комитета по его защите не понравились властям Кыргызстана. Несколько международных организаций осудили арест активистов и журналистов, а сам процесс шел с многочисленными нарушениями.
В последние дни процесс резко ускорился: юристы отмечали, что заседания в суде теперь идут практически каждый день и длятся с утра до вечера, хотя прежде проходило одно, максимум два заседания в неделю. Адвокаты подсудимых полагали, что это делалось для того, чтобы суд успел вынести вердикт до истечения срока ареста обвиняемых, то есть до 15 июня.
Прокуратура запрашивала для них до 20 лет тюрьмы с конфискацией имущества, поэтому оправдательный вердикт стал неожиданностью.