В Кыргызстане выпускницы детских домов, матери-одиночки, обращаются с просьбой о помощи к президенту. Они просят власти исполнить их право на получение жилья от государства. Больше 10 лет они ютятся в маленьких съемных квартирах и комнатах. Сейчас женщины боятся и вовсе остаться на улице из-за постоянно растущих цен на аренду.
"Мы тоже хотим жить, как все люди, счастливо, в своем уголке. Не думать, что мы завтра окажемся на улице с детьми", – говорит Шахноза.
Она показывает пачку писем. Все это отписки госорганов на просьбы о выделении жилья. Обеспечить крышу над головой выпускникам детдома государство обязано по закону. Но в случае Шахнозы, ее подруг и еще сотен сирот – он не работает.
"Пишут, обращаться по прописке. Я не знаю, наверное, любой нормальный человек поймет, как я могу обратиться по прописке, если нет у меня своего жилья, где я могу быть прописана. Меня всегда временно прописывают то там, то сям. Когда нужна какая-то справка, документ какой-то. А потом меня выписывают, и я обратно становлюсь бомжом", – продолжает Шахноза.
Шахноза оказалась в приюте в семь лет, когда мать заболела туберкулезом. После выпуска она пошла в училище, вышла замуж за детдомовца, родила и рано овдовела.
"Старшему сыну 16 лет, он тоже инвалид, у него атрофия зрительных нервов. Я инвалид с детства. У меня сейчас катетер стоит, год назад сделали операцию. Пособие получаем, но пособия не хватает на лекарства, продукты, ну оно не резиновое", – говорит она.
Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, женщина пытается постоянно подрабатывать: вяжет тюбетейки, варит компот и продает. Шахноза говорит, что мечтает дать своим детям все, что не получила сама.
"Хочу, чтобы нам хотя бы сделали доступную ипотеку, чтобы мы могли платить, как квартплату. Чтобы с дальнейшим выкупом. Чтобы мы знали, что будущее нормальное будет у нас. А то сегодня мы кушаем с мясом, а потом на макаронах", – продолжает Шахноза.
Марина вспоминает, что с детского дома во взрослую жизнь вышла только с деньгами на дорогу до училища. Бывало, когда с другими детдомовцами жили по 15 человек в одной комнате. Сейчас она в такой же ситуации, как и Шахноза. Одна воспитывает двоих детей. Подработки горничной и разнорабочей едва хватает на еду и квартплату. Сейчас женщины надеются только на помощь президента.
"К президенту обращаюсь, чтобы он помог, чтобы услышал. Я слышала, что он много помогал кому-то, и я тоже хочу к нему обратиться. Может, поможет с жильем. Если будет крыша над головой, я смогу своих детей воспитать, и чтобы знания они хорошие получили, не то что я", – говорит Марина.
Согласно Кодексу о детях, сироты имеют право на получение жилья вне очереди. Элеонора пытается добиться положенного больше 15 лет. Все эти годы жила по съемным углам. Создала семью вместе с выпускником детского дома. Но помощи от супруга почти нет. Сейчас Элеонора одна с младенцем на руках и еще двумя сыновьями. Работать швеей, как раньше, не может, детей оставить не с кем.
"Сейчас мне тяжело. Но я не захотела, чтобы у меня сын остался один, как я. Я хотела, чтобы больше детей у меня было, чтобы сплоченность, чтобы были друг у друга", – говорит она.
По словам Элеоноры, долгие годы выпускники детдомов остаются в тени. В 16–17 лет они оказываются на улице, без денег, жилья и поддержки взрослых.
"Никто тебе не скажет, что хорошо, а что плохо. А тебе 16–17 лет, в голове ветер. Конечно, могут все осуждать, но, если вспомнят себя, каждый это в 16 проходил", – продолжает Элеонора.
О том, что одна из главных проблем для детдомовцев в Кыргызстане – это отсутствие жилья, ранее заявляли и общественные организации. В департаменте по управлению муниципальным имуществом мэрии Бишкека говорят, что за последние три года квартиры в столице получили 15 сирот. Выпускницам детдомов городские власти советуют обращаться за консультацией в райадминистрации, чтобы решить проблему.
"В 39-й статье Жилищного кодекса КР основанием для того, чтобы стать на учет, является наличие проживания в городе не менее трех лет, в том числе для лиц по категории "дети-сироты". И, соответственно, как такового требования по прописке у нас в законодательстве нет", – отмечает работник отдела по управлению муниципальным имуществом в Бишкеке Замир Турсун уулу.
Бывали случаи, рассказывают наши героини, что вместо помощи чиновники пугали, что заберут детей. Пока женщины поддерживают друг друга сами. Благодарят и обычных людей за помощь. А вот от госорганов, говорят они, за все время лишь раз получили по мешку муки.