Десятки адвокатов, правозащитников, ученых и журналистов в Таджикистане не могут найти работу из-за того, что они находятся в так называемом списке неугодных таджикской власти. Что это за список, кого в него вносят, за что и как этим людям жить дальше?
Сотни научных статей, опубликованных в десятках стран мира, тринадцать монографий, учебники. Доктор юридических наук и замглавы Социал-демократической партии Таджикистана, которую местные СМИ называют последним по-настоящему оппозиционным политическим объединением страны, показывает результаты своей многолетней работы. Несмотря на все эти достижения, Шокирджона Хакимова не берут на работу в вузы страны и госучреждения. Даже частники и международные организации отказывают ему в трудоустройстве. Дело в том, что в Таджикистане, по словам Хакимова, каждый, кто выступает с критикой нынешнего режима, обсуждает решения правительства и главы государства, становится изгоем: "По согласованию с политическим руководством поступили какие-то директивы во все вузы страны, Академию наук в том числе, даже негосударственный сектор. Когда мы появляемся, вроде бы сначала дают добро для принятия на работу и сотрудничества, а затем, через некоторое время, намекают на то, что начали возникать проблемы, связанные с моей персоной, когда я где-то даю интервью, выступаю или выезжаю за пределы. Это свидетельствует о том, что у власти есть принцип: "Кто не с нами, тот против нас!"
Журналист Азиз Накибзод, по его словам, тоже находится в так называемом черном списке властей. За годы работы в независимом издании "Озодагон" он опубликовал сотни критических и обличительных статей о различных структурах таджикской власти. После закрытия информагентства журналист не мог найти работу ни по специальности, ни в других сферах деятельности и вынужден был заняться мелким бизнесом, чтобы прокормить себя и семью: "Неважно, кто ты – журналист или профессиональный юрист. Главное, что ты был однажды замечен в критике власти или даже озвучил какую-то общую проблему в стране. Тогда ты попадаешь в черный список. И для тебя закрыты абсолютно все двери".
Адвокат Шухрат Кудратов за правозащитную и адвокатскую деятельность отсидел в тюрьме почти четыре года. На свободу вышел в 2018 году. В Human Rights Watch тогда назвали дело против Кудратова политически мотивированным. После освобождения опытный юрист не смог найти работу на родине и был вынужден уехать на заработки в Россию: "Что меня сделало неугодным этой власти? В первую очередь это моя профессиональная деятельность в качестве адвоката. Так как в то время защищал те лица, которые были неугодны правительству, одним словом, я защищал те лица, в отношении которых по политическим мотивам возбуждались уголовные дела. И я свою работу выполнял профессионально, честно, и это не понравилось тем следственным органам, которые вели эти уголовные дела".
Невозможность устроиться на работу – это только один из методов воздействия, а фактически выдавливания из страны тех, кто позволяет себе любую критику или несогласие с политикой официального Душанбе, говорит правозащитник Стив Свердлов. Так как в Таджикистане сотни политзаключенных, а десятки людей из-за преследования были вынуждены бежать из страны, на их фоне такие факты не совсем заметны, но правозащитные организации их регистрируют и отслеживают, уверяет Свердлов. Также, по его словам, найти работу трудно не только самим неугодным власти, но и их близким: "Один метод, чтобы закрывать критические голоса, чтобы уничтожать инакомыслие. В конце концов, чтобы уничтожать средний класс. Средний интеллигентный, интеллектуальный класс страны. Это действительно выдавливать. Достаточно спецслужбам взять трубку и позвонить один раз любым работодателям и дать им четкий сигнал, что этот человек, этот мужчина или эта женщина, которая осуществляет критику в адрес властей, неугодны. И, конечно, это метод сталинских времен".