Александр Лукашенко рассказал о плане по захвату власти в стране и его физического устранения. Позже его слова подкрепились заявлениями силовиков: российская ФСБ рассказала о совместной с белорусским КГБ спецоперации, в ходе которой в России были задержаны юрист Юрий Зенкович, имеющий гражданство Беларуси и США, а также политолог Александр Федута, которые якобы готовили военный переворот и устранение Лукашенко 9 мая.
Одновременно с заявлением ФСБ на белорусском государственном канале ОНТ вышел сюжет, в котором глава КГБ Иван Тертель сообщил о пресечении деятельности организованной группы, якобы пытавшейся захватить власть в Беларуси. В этом сюжете есть и съемки скрытой камерой, и якобы перехваченная Zoom-конференция возможных организаторов вооруженного мятежа.
Среди участников конференции есть также и Игорь Макар, бывший сотрудник антитеррористического спецподразделения "Алмаз", сейчас известный тем, что передавал СМИ пленки, на которых якобы сотрудники КГБ обсуждали убийство белорусских политических эмигрантов в Европе.
Игорь Макар рассказал Настоящему Времени, что на показанных белорусским телевидением пленках, как подозреваемые в госперевороте оказались в Москве и каких действий от белорусских властей ожидают дальше:
— Подскажите, пожалуйста, что это были за встречи в Zoom, действительно ли там велась речь о реальных планах переворота в Беларуси и кто выступал инициатором этих встреч?
— Данные встречи – это были организованы конференции в Zoom. Мы участвовали всемером, мы обсуждали всю ситуацию в Беларуси. Встречи проходили примерно один раз в две-три недели, подымались самые важные и самые глобальные вопросы: как победить и вообще уничтожить диктаторский режим Лукашенко. Разговоры о том, чтобы убить самого Лукашенко и его семью, его детей, как он заявляет, – такого не было никогда в жизни, потому что данные Zoom-конференции и записи, я уверен, у нас есть все в Комитете госбезопасности, и они этого не доказывают.
Но то, что произошло в России, я вчера приехал со своей запланированной поездки и немного вечером разобрался, в частности, сегодня утром, и я хочу сказать так, что это запланированная работа контрразведки Комитета госбезопасности. Действительно были внедрены военные сотрудники, сотрудники Министерства обороны, которые приехали в Российскую Федерацию якобы на встречу с Федутой, Зенковичем и Кастусевым. Я понимаю, они не разговаривали об этом в Zoom. Но именно эта операция у меня почему [вызвала подозрения], потому что именно Зенкович, он говорит о ликвидации самого главного. Я уверен, что это все было сказано этими военными для того, чтобы была сделана запись. И если вы посмотрите очень внимательно, то запись в данном украинском ресторане сделана с трех сторон, то есть было как минимум три набора камер, которые фиксировали данную встречу. Вот это больше всего настораживает.
— Скажите, пожалуйста, вы можете предположить, как давно стали так плотно сотрудничать КГБ и ФСБ, что они уже вместе фактически задерживают людей в Москве?
— Мое личное мнение пока имеет право на жизнь только для меня и, может быть, для тех, кто проанализировал данную ситуацию. Но я могу сказать так, что, видя сейчас моральное и психологическое состояние гражданина Лукашенко, я могу только полагать, что данные офицеры Вооруженных сил Беларуси приехали в Российскую Федерацию на встречу и ФСБ России не знала, что это внедренные сотрудники – те, которые просто внедрились для того, чтобы сделать Лукашенко какой-то имидж по поводу того, что хотели убить его и его семью. Я уверен, что это так, потому что Лукашенко на сегодняшний день переходит все границы и все рамки дозволенного.
— Федута – человек с большим опытом, некогда приближенный к Лукашенко. И на видео, которое показано на ОНТ, он обедает в Москве с другими людьми, у которых замазаны лица. И он там абсолютно спокоен, открыт, уверен. Здесь можно предположить, кто вообще ведет эту съемку?
— По поводу съемки, я думаю, там вроде бы в баре сидел какой-то человек, который это делал. Но я думаю, что камеры были вмонтированы профессионально, заранее, эта встреча готовилась. И это может доказать любой эксперт. Но я здесь хочу сказать самое главное, что целью для Лукашенко был не Зенкович и не Кастусев, и, может быть, даже не Макар, а именно Федута. Почему? Потому что Федута является очень важным экспертом, который может очень многое сделать для того, чтобы режим Лукашенко прекратил свое существование навсегда.
И Лукашенко – один из тех, кто идет к своим преступным деяниям именно таким путем. Ему посадить двух-трех человек именно ради какого-то одного, который представляет для него опасность, – это трудности для него не составляет. Поэтому, я думаю, что Зенкович и Кастусев оказались там только лишь из-за записи видеоконференции на Zoom.
— Вы можете предположить, зачем вообще Зенкович и Федута поехали в Москву? Кто их туда вообще мог вызвать?
— Я уже узнал. Именно Юра Зенкович поехал по своим адвокатским вопросам, потому что есть потерпевшие, которые дают показания в каком-то деле. У него была поездка именно в Европу, то есть в Польшу, и в Россию он поехал, наверное, только лишь потому, что с ним связались эти якобы военные, которые были завербованными разведчиками, и предложили данную встречу, потому что в Москве находился Федута, поэтому он туда и поехал.
— Можете предположить, откуда у белорусских спецслужб появилась запись этой Zoom-конференции, в которой вы участвовали?
— Все записи Zoom-конференции делал сам Юра Зенкович – я об этом вчера говорил в своем интервью, что именно Федуте это не нравилось, он много раз высказывал свое недовольство. Это также не нравилось мне, но Юрий говорил, что это нужно для того, чтобы подтвердить, что такие Zoom-конференции были, что мы все хотим именно свержения режима Лукашенко, что все мы хотим, чтобы диктатор Лукашенко предстал перед белорусским судом, и это будет подтверждением тому, что это все было. Он данные записи передавал каким-то людям, которые были экспертами, которые проводили именно тот анализ, о чем мы говорим. Я думаю, что эти эксперты имели связь с самими военными, может быть, даже и [были] сами эти военные.
— Зенкович, Федута, Костюсев задержаны. Что дальше?
— Дальше, я вам скажу совершенно точно и уверенно, очень скоро мы увидим или четвертый фильм "Манкурты", или же будет создан новый фильм, в котором Кастусев, Федута, Зенкович признаются во всех преступлениях, даже в тех, которых они не планировали, они покажут этот погреб, они скажут конкретно, каких детей они хотели туда посадить, покажут оружие, взрывчатки – все-все. Я недавно давал свое интервью, [где говорил о] применении в Комитете госбезопасности психотропного вещества, которое подавляет волю человека, и там есть именно тот момент, когда человеку внушают, и он все это говорит на камеру.
***
Руководитель Центра политического анализа и прогноза Павел Усов рассказал Настоящему Времени, какие могут быть последствия у подобных подозрений белорусских властей:
— Как вам в целом версия о госперевороте в Беларуси – литературовед, адвокат, украинские националисты, Польша, США – все вместе?
— Знаете, комментировать высказывания Лукашенко, как и высказывания белорусских силовых структур, – это то же самое, что комментировать высадку северокорейского астронавта на Солнце. Тут просто даже жалко времени и аналитических усилий, чтобы давать оценку происходящему в стране. Власть рисует совершенно фантастические образы и вбрасывает это в информационное пространство. Вопрос даже не в том, насколько они соответствуют реальности, а в том, для чего они нужны.
На мой взгляд, цель этих вбросов может быть двоякой. С одной стороны, конечно же, расширить пространство репрессий и террора, фактически ввести в стране военное положение либо военное управление с тем, чтобы окончательно задушить любое политическое противостояние.
И второй момент может быть связан с идеей подписания дорожных карт России и Беларуси, на которых настаивает Москва. И эта операция должна быть идеологическим прикрытием, которая покажет, что Лукашенко вынужден идти на такие жесткие меры, как полная и окончательная интеграция, для того, чтобы уберечь страну от угрозы захвата и фактически войны.
— Как вы можете оценить роль ФСБ во всей этой истории? Мне раньше казалось, что все неугодные белорусским властям могли укрываться в России. Теперь – уже нет.
— Это тоже один из элементов первоначальных, когда не было детальной информации, в связи с чем было связано это задержание и, по сути, похищение, потому что только сейчас мы узнали детали. Я считал, что это совместная операция, направленная прежде всего на осуществлении практик похищения политически неугодных, и практиковались в Москве с тем, чтобы позднее перенести эти практики на Запад – в Польшу или в Литву, где находятся самые важные политические центры белорусской оппозиции. Но и то, что предыдущий участник программы говорил о целой группе ГРУ и ФСБ, которая работала под прикрытием в Чехии и других странах Запада, это могло быть совмещено для того, чтобы уничтожить полностью сопротивление белорусской оппозиции за границей, и ФСБ в этом белорусам помогала.
Сейчас это действительно связано с тем, что, с одной стороны, Россия желает полностью продемонстрировать, что никакого диалога по уходу Лукашенко она поддерживать, и тем более участвовать, не будет, что это все фикция. И что она нацелена на полную поддержку политического режима Лукашенко с той же целью, опять же, чтобы принудить нынешнего диктатора интегрировать окончательно Беларусь в российское пространство, и в этом процессе не имеет смысла дестабилизировать обстановку в стране, а, наоборот, создавать и нагнетать информационную истерию относительно того, что Запад готовит какие-то политические, чуть ли не террористические акции в Беларуси. И это также должно быть перенесено и на российское информационное пространство, потому что не надо забывать, сейчас Россия использует практически те же самые практики для уничтожения оппозиционного пространства и движения в России. Фактор – то, что происходит с Навальным, это только доказывает.