Вернувшийся из Киева Джо Байден накануне выступил в Варшаве с речью. Американский президент восхитился мужеством украинцев, рассказал о силе демократии и пообещал трибунал для тех, кто эту войну развязал и совершил преступления против человечности.
Джо Байден многократно упоминал Владимира Зеленского. Некоторые эксперты считают его поездку в Киев и варшавскую речь заявкой на переизбрание. Основные заявления президента США в Польше Настоящему Времени прокомментировала американист Александра Филиппенко.
– Что для вас стало ключевым в речи Байдена?
– Ключевой стала фраза Kyiv stands strong (Киев остается сильным), с которой начал свою речь Байден. И это самые главные слова, которые, наверное, он хотел донести. И второе, что очень запомнилось, что автократы понимают только одно слово, они понимают "нет": autocrats only understand one word – it’s no.
Самые яркие слова, которые были произнесены, такие короткие фразы, выражающие видение Вашингтона и видение конкретно Байдена. Байден похвалил альянс НАТО, говорил, что НАТО остается очень сильным, про "финляндизацию НАТО".
Важно, что он попытался обратиться к россиянам. Это такой, в общем-то, стиль Байдена: мы это видели и в его обращении о положении в стране, обращении к Конгрессу. Он попытался сказать россиянам, что агрессия должна прекратиться здесь и сейчас. И также важный момент, который, мне кажется, нужно подчеркнуть.
Байден сказал, что теперь все решения мы должны принимать и должны принимать здесь и сейчас. А ставки, которые сейчас есть, которые, собственно говоря, сейчас находятся перед всеми, – ставки на века, ставки вечные. "The stakes are eternal", – сказал Байден как раз. И нужно сделать этот выбор между демократией и автократией, свободой и тем, кто пытается эту свободу отобрать.
– Фрагмент выступления Байдена, где он говорит, что виновных привлекут к ответственности. Как расцениваете эти слова: как угрозу, как призыв к Москве, что они должны закончить дальнейшую эскалацию?
– Ходили такие слухи, что никакого трибунала не будет. Якобы Европа этого не хочет и Америка этого не хочет. Но здесь, мне кажется, содержится послание о том, что трибунал будет. И возможно, это также скрытое послание к тем, кто может сейчас как-то повлиять на ситуацию в России, что сейчас, особенно учитывая дальнейшие слова о том, что все решения нужно принимать здесь и сейчас. Наверное, складывая все это вместе, можно подумать, что это послание россиянам, но только тем россиянам, которые находятся в Кремле и которые могут каким-то образом повлиять на происходящее и, может быть, таким образом получить прощение в дальнейшем.
Была практически уверенность, что невозможно доказать связь между конкретными преступлениями, которые совершаются, что называется, on the ground, на земле, и теми, кто отдает эти приказы где-то там очень высоко-высоко в высших эшелонах власти, то сейчас, видимо, президент Байден подает такой сигнал, что трибунал будет, и будут расследовать военные преступления, и, возможно, будут признаны факты геноцида. Это сигнал как раз россиянам, но россиянам в Кремле, скажем так.
– В 2014 году после аннексии Крыма очень многие говорили, что демократия слаба, она не может отвечать агрессору. В Кремле точно так считали и до сих пор, наверное, считают. А Байден говорит: "Демократия всего мира оказалась сильнее". Это так? Сейчас она сильнее, чем в 2014 году?
– Впечатление, что сейчас она сильнее, и как раз Байден подчеркнул, что это испытание не только для Украины, это испытание для всего мира. Такое испытание, которое может укрепить очень надолго все страны. И эта война никогда не была необходимостью, это абсолютнейшая трагедия. И сейчас такое впечатление, что союз Европы и США гораздо сильнее, чем он был в 2014 году, так же, как и союз внутриевропейский, очень и очень силен. И все это во многом благодаря общественному мнению: и европейскому, и американскому, конечно же.
В 2014 году все-таки происходило такое умиротворение европейской аудитории. Казалось, что в России происходят демократические изменения. И, соответственно, можно каким-то образом взаимодействовать, торговые партнерства. А вот сейчас Европа и США, кажется, уже едины в понимании отношения к тому, что происходит в Европе.
– Своим блиц-визитом в Киев Байден переиграл Путина с его посланием Федеральному собранию?
– Конечно, это было неприятным сюрпризом. Москва была предупреждена, но не думаю, что заранее. Конечно же, такой яркий визит, такие яркие кадры, которые облетели весь мир, несколько смазывают впечатление от этой длинной речи, которая была очень важна для президента Путина.
Визит Байдена – это такой не очень приятный сюрприз для Кремля и для Москвы, которым хотелось, чтобы речь Путина прозвучала очень громко. И Песков же много говорил о том, что эта речь историческая, ее будут разбирать на цитаты и переводить на все языки. Но речь Байдена важнее здесь оказалась, ее как раз разбирают на цитаты.
А что касается речи Владимира Путина, конечно, всех очень интересует выход из договора СНВ и все, что касается нераспространения ядерного оружия, крушение этой архитектуры нераспространения ядерного оружия. Но это, наверное, главная тема, которую обсуждают. А речь Байдена как раз сейчас точно будут разбирать на цитаты. Вот эти все специальные короткие очень удобные цитаты для твитов.