Маша Фадеева с мамой пришли к зданию красноярского правительства на экологическую акцию "Чистое небо". А вместе с ними – еще больше десятка горожан. Над Красноярском около двух недель – пелена из-за горящей в Сибири тайги. Участники флешмоба требуют потушить лесные пожары и ввести режим неблагоприятных метеорологических условий – его еще называют режимом "черного неба". При нем промышленные предприятия должны уменьшить выбросы в атмосферу, чтобы снизить загрязнение воздуха.
"На самом деле давно не было такого. Сильно. Сильно прямо ощущается, – говорит Марина Фадеева. – И голова кружится вечерами. То есть это не придумано, это правда. Мы жили на даче. На даче тоже все затянуто. Поэтому смысл есть в этом".
Что горит
Красноярский край – в эпицентре сибирских лесных пожаров. Дым идет с севера области, где в огне более 40 участков тайги. Лес загорелся из-за жаркой погоды и сухих гроз. Пожары бушуют и в соседней Иркутской области, а также в Якутии. В Сибири огнем охвачены уже более миллиона гектаров леса. Дым идет к Новосибирску и на Урал.
Режим "черного неба" уже введен на Урале, в Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях. Вредную пыль в воздухе могут сбить дожди или ветер. Но их пока нет.
"Превышений загрязняющих веществ у нас не наблюдается по ПДК. А поля у нас малоградиентные, малоизменяющиеся: то есть мы находимся в одной и той же воздушной массе. Ничего не рассеивается, ничего не чистится. У нас в городе Кемерово нет дождя, который бы почистил эту атмосферу. И нет сильного ветра, чтобы это все развеялось и ушло в другую сторону", – говорит начальник отдела Кемеровского гидрометцентра Светлана Наумова.
В Красноярском крае особый режим до сих пор не введен, несмотря на сильный смог.
"Черное" ли небо над Красноярском
Губернатор Александр Усс говорит, что все под контролем. Но накануне, 25 июля, глава Красноярского края попросил метеорологов присвоить ситуации особый статус:
"Убедительным образом попрошу вас. У вас имеется федеральный статус, у вас есть соответствующая нормативная база и регламент. Самым тщательным образом все-таки следить и при минимальной возможности и необходимости все-таки ввести режим НМУ для того, чтобы максимально снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Которое, да, порождено задымлением – но традиционные источники загрязнения продолжают действовать и картину, конечно же, в целом ухудшают".
Красноярские метеорологи ответили отказом. Ситуация в регионе, по их мнению, не критичная, а соседние регионы действуют не по регламенту.
"Наши показания пока таковы, вернее, расчеты, что мы ОМН пока вводить не будем, – говорит и.о. начальника среднесибирского УГМС Сергей Сережкин. – [В других регионах его] объявили в нарушение приказа Минприроды. Я сегодня с коллегами из Росгидромета разговаривал. Будет организована проверка по этим учреждениям, которые это сделали".
Большинство пожаров в Красноярском крае не тушат и тушить не будут. Горящую тайгу можно потушить лишь с самолетов. Советник главы Рослесхоза Александр Агафонов накануне заявил, что такой вариант разорит федеральные власти. Авиация базируется слишком далеко от очагов огня. Поэтому за большинством пожаров лишь наблюдают с помощью космических спутников.