Неподалеку от космодрома Плесецк доживают свои дни бывшие поселки лесозаготовителей: Липаково, Лужам и Сеза. Три раза в неделю между ними курсирует узкоколейный поезд. Для многих жителей – это единственная связь с внешним миром.
Когда-то в Липаково была центральная база Красновского леспромхоза. В основном люди жили за счет заготовки и переработка леса. О том, кто и как здесь живет сейчас – в фильме Станислава Феофанова.
"После войны разруха была, лес требовался, вот и открывали такие поселки на севере у нас. Тут еще до 90-х работали люди, еще заготовки были леса, а потом уже все рухнуло. Школа была хорошая, восьмилетка, в 1972 году ее построили. Медпункт был. Все работало. Магазины, почта – а теперь ничего этого нет здесь", – рассказывают местные жители.
Для вывоза леса была построена узкоколейная железная дорога. Сегодня она используется только для пассажирских перевозок. Курсирует один тепловоз и вагон.
"Все эти тепловозы остались от советских времен. Сейчас запчастей не найдешь уже. Осталось несколько десятков лет – и все остановится", – убеждены люди.
"До 1991 года, пока была социалистическая система, зарплата была приличная. В леспромхозе средняя зарплата была от 220 до 300 рублей. Буханка хлеба 18 копеек стоила. А в 1991 году курс сменили и стали предприятия банкротить", – вспоминает местный житель. Леспромхозы один за одним перестали существовать. Людей разогнали на биржу, кто-то на пенсию ушел. Ну а здесь остались в основном старики".
"Нынешнее состояние не назовешь нормальным. Практически никто железную дорогу не обслуживает. Так, где-то что-то отвалится – прикрутил и дальше поехал. Держится то, что осталось от советских времен. Сколько она еще продержится? Может год, может пять…", – убеждены местные мужчины.
"Говорили, что самая выгодная дорога – железная. А сейчас она вообще забыта, эта узкоколейка. Рельсы все на земле лежат. Не на шпалах, а уже на земле. Шпалы все сгнили, одна труха осталась. С рельсов сколько раз сходил поезд. Как-то мужики аккуратно поставят вагон на место – и поехали дальше. Раньше каждый день ходил пассажирский наш. А теперь что? В тот раз поломался и не пошел, и все – люди сидят", – рассказывает жительница поселка Липаково.
В какой-то момент, по мнению местных жителей, содержать узкоколейку стало нерентабельно. Постепенно "дорогу стали снимать, а рельсы продавать".
Сегодня в этих рабочих поселках остались одни пенсионеры, которые живут на пенсию от 10 до 17 тысяч рублей.
"Вообще вся провинция брошена. Плесецкий район был самый промышленный. Раньше было несколько заводов в Савинске. Птицефабрика была, животноводческих комплексов сколько было, ферм было сколько, совхозов. А сейчас ничего в районе нет", – жалуются жители.
За запуском ракет в Плесецке они следят по телевизору. "Туда миллиарды вбухивают, в ракеты, а рядом мы, но как будто нас и нет тут никого. Туда президенты летают, правительство, чиновники, вояки, оборонщики...", – говорят люди. Может, в Плесецк надо почаще туристов возить, чтобы нашему правительству стало стыдно, как мы живем".
Некоторые признаются, что испытывают некоторую гордость от того, что живут рядом с космодромом. Другие горько шутят про "космические корабли, которые бороздят просторы вселенной".
"Раньше хоть приезжали на выборы поагитировать сюда, а сейчас даже этих нет. Если бы вымерли эти три поселка, никто бы не хватился. Такая политика государства, наверное", – сетуют местные. – "Конечно, не думали, что так придется доживать. Мы просто родились, выросли и живем здесь. Теперь жалко не жалко, тяжело не тяжело – кому-то надо же жить."