Режиссеры-документалисты не всегда берут в руки камеры и отправляются в путешествия. Фильмы зачастую за них создают сами герои. И все что остается – хорошо поискать.
Виталий Манский собрал подборку фильмов, полностью состоящих из интернет-роликов.
Один из них – "Котлован" – доступен для просмотра на сайте до 10 мая.
"Котлован", реж. Андрей Грязев
Фильм "Котлован" собран из посланий россиян к Путину. "Я обращаюсь к вам на американском сайте YouTube", – говорит непохожий на оппозиционера отчаявшийся пенсионер. "Я хочу своих четверых детей увезти из России", – произносит молодая женщина, кажется, без сил и надежд. Кто-то снимает себя на телефон на кухне. Кто-то – на профессиональную камеру. Люди обращаются по одному, семьями, рабочими коллективами.
Название отсылает к платоновскому "Котловану". И не столько первыми кадрами, где мы видим нарезку выпусков новостей российских госканалов, в которой мелькают бесконечные "котлованы" – ямы и овраги, из которых словно состоит страна, а сколько своим грустным финалом, зарифмованным с философской и провидческой повестью-притчей Платонова, в которой под зданием "светлого будущего", стройка которого все никак не закончится, лишь больше становится дыра в земле.
Андрей Грязев – признанный российский документалист, автор картины "Завтра" об арт-группе "Война". Полнометражный документальный дебют Грязева "Саня и Воробей" в 2009 году получил гран-при "Артдокфеста".
"Когда я вижу по телевизору людей, задающих вопросы президенту, профессиональным глазом я им не верю, не могу предположить, что это действительно звонок с самого низа на самый верх, очень уж все выглядит срежиссированно", – говорит Виталий Манский.
В фильме "Котлован" все ровно наоборот: здесь вы не увидите актеров или охранников в ролях тружеников завода или врачей. Только доведенные до отчаяния живые люди.
"Наш новый президент", реж. Максим Поздоровкин
Максим Поздоровкин хоть и родился в Москве, но считается американским режиссером. Причем весьма успешным. Последняя его работа – фильм "Вся правда о роботах-убийцах" – вышла на HBO. А самая известная документальная лента – "Показательный процесс: История Pussy Riot" – вошла в шорт-лист "Оскара". Вообще, в своем творчестве Поздоровкину не привыкать возвращаться к России. Вот и в фильме "Наш новый президент" все герои – русские. Причем самые обычные, никому не известные, но крайне политизированные.
Это фильм о том, как российское общество выбирало Дональда Трампа президентом
В этом кино также нет ни одного снятого кадра. Лишь те, что люди сами выкладывали в Сеть. И опять адресат этих посланий – президент. Но только не Путин, а Трамп.
Вот мальчишка, скачущий перед телевизором с криками: "Трамп, братуха, с победой, от души!" Вот Тигран Кеосаян, вскидывающий победно руки в воздух с возгласом: "Трамп наш!" Вот мужчина, похожий на канонического диванного политолога, на фоне наложенного Кремля поднимает бокал с шампанским со словами: "Америка наша!" Вот уж правда, вряд ли в сознании посмотревших фильм американцев остались сомнения во вмешательстве России в их выборы, и неважно, имело ли оно место в реальности.
"Это фильм о том, как российское общество выбирало Дональда Трампа президентом, не имея возможности при этом прийти на избирательный участок и проголосовать, – рассказывает Виталий Манский. – Но выбирало всем сердцем".
"Дорога", реж. Дмитрий Калашников
"Дорога" – один из главных документальных фильмов 2016 года. И один из немногих, попавших в широкий прокат не только в Европе, но и в США. Ни одного кадра в нем не снято режиссером. Только съемки с камер-видеорегистраторов. 60 минут сюрреалистичного путешествия по стране от первого лица.
Мы видим сбежавшую невесту, присевшую отдохнуть на капот машины, танки, медведей, перестрелки, падающий метеорит и жестокие драки не поделивших что-то водителей.
Режиссер Дмитрий Калашников – из Петербурга. Продюсер Воля Чайковская – из Минска. Как они рассказывали в интервью Настоящему Времени, успех картины объяснить просто: "Люди идут смотреть на безумных русских". Впрочем, в итоге публика получает куда больше. "Дорога" – это такое роуд-муви на грани то ли абсурдистской комедии, то ли человеческой драмы. И вслед за городскими сумасшедшими на этом бесконечном шоссе в никуда видишь кадры Большого Москворецкого моста 27 февраля 2015 года в половину двенадцатого ночи.
"Дуракам здесь не место", реж. Олег Мавроматти
Олег Мавроматти больше известен как современный художник и акционист, нежели как режиссер. Вот и свой экспериментальный фильм он сделал скорее арт-высказыванием. Это кино на грани с видеоартом также собрано из ютуб-записей. В кадре – Сергей Астахов, православный блогер-активист. Именно он главный и единственный герой фильма.
С первого взгляда становится совершенно очевидно, что этот человек не совсем психически нормален
Фрагменты видеоблога Астахова перемежаются с записями самоубийств и аварий из интернета. И превращаются в коллективный портрет россиянина, по версии Мавроматти, – "человека-дурака".
"Спасибо огромное, низкий поклон, Владимир Владимирович Путин, наш президент, президент России и Российской Федерации, за Крым и Севастополь, за Крым и Севастополь, за присоединение к России", – говорит в своем блоге Астахов. Слова, будто поток сознания в джойсовском "Улиссе", сливаются в одно, без пробелов и запятых.
Герой Мавроматти беспрерывно восхваляет российскую власть, он абсолютный патриот, "путинский электорат", возведенный в превосходную степень. Он приветствует аннексию Крыма, называя ее исключительно "возвращением домой", а снимает себя исключительно с триколорами в обеих руках и в майке цвета "вежливых людей". За спиной на полках шифоньера сияют двуглавые орлы. Но с самого начала понимаешь: с героем явно что-то не так.
"С первого взгляда становится совершенно очевидно, что этот человек не совсем психически нормален, – говорит Виталий Манский. – Но при этом его ненормальность очень созвучна и ненормальности жизни, которая окружает его, в которой мы все – вынужденно или осознанно – существуем".
Мнения обозревателей Настоящего Времени не всегда отражают точку зрения редакци