В Хабаровске уже четыре месяца продолжаются протесты против ареста избранного губернатора Сергея Фургала. Они никак не освещаются государственными и провластными СМИ, однако теперь, судя по всему, власти пытаются сделать так, чтобы о протестах молчали и независимые журналисты. Накануне очередных акций протеста, которые намечены на субботу, 14 ноября, журналистов начали массово задерживать за участие в несанкционированных шествиях. Минимум семь человек были оштрафованы или отправлены под арест.
Андрей Соломахин – именно такой независимый журналист, известный под псевдонимом Angel ID. С 11 июля, когда начались протестные акции в Хабаровске, он вел с них регулярные трансляции. Перед очередной акцией 14 ноября сотрудникам хабаровской полиции пришлось звать на помощь наряд ДПС, чтобы усадить Соломахина в патрульную машину.
Еще один задержанный – Дмитрий Хетагуров. Чтобы его задержать в тот момент, когда журналист снимал одиночный пикет, силовики выдумали историю о внезапно пришедшей ориентировке:
"Дмитрий Арсенович? На вас ориентировочка поступила, пройдемте", – заявили сотрудники полиции.
Вслед за Хетагуровым были задержаны еще как минимум пять корреспондентов хабаровских независимых изданий, в том числе Екатерина Беляк и Борис Жернов. Всех их обвиняют в участии в несанкционированных массовых мероприятиях.
"Им вменяют статью 22, п. 6, КоАП, это хождение по улице, препятствование работе инфраструктуры", – объясняет обвинение Татьяна Хлестунова, специальный корреспондент издания "Просто газета".
Журналисты действительно присутствовали на массовых мероприятиях, в участии в которых их обвиняют. Но только они были не участниками акций, а работали на них как журналисты – делали репортажи и вели трансляции на страницах своих изданий. Несмотря на эти возражения, обвинения репортерам были предъявлены, и до начала суда все задержанные были оставлены под стражей.
"В протоколе указано, что арест необходим для всестороннего рассмотрения дела. Довольно-таки сложно понять логику того, кто составлял этот протокол, – возмущается решением суда Андрей Битюцкий, адвокат журналистки Екатерины Беляк. – Как повлияет нахождение человека на свободе или в изоляции на всестороннее рассмотрение этого дела?"
Коллеги задержанных уверены, что лишение свободы – это попытка одновременно и запугать независимых журналистов, и помешать их работе. Сегодня они практически единственные рассказывают о происходящем в Хабаровске. Крупные федеральные издания и телеканалы хабаровские протесты игнорируют.
"Логика относительно журналистов – это чтобы никто не вышел в субботу и не вел прямые эфиры", – уверена Татьяна Хлестунова, специальный корреспондент издания “Просто газета”.
Соратники Андрея Соломахина уже заявили об издевательствах над ним в полиции и о том, что журналист получил в отделении черепно-мозговую травму. Также об избиении заявил задержанный во Владивостоке водитель "Фургаломобиля" Ростислав Буряк. По его словам, его били: "Замначальника полиции пьяный пришел, говорит: "Ты мне испортил 10 ноября".
Преследования журналистов и активистов в Хабаровске особенно активизировались в последние две недели.
"Помимо судов, на нас оказывается психологическое давление – это постоянные слежки, это прослушивание телефонов, постоянные звонки и попытки взлома соцсетей", – говорит корреспондент издания SotaVision Екатерина Ищенко.
В пресс-службе МВД по Хабаровскому краю на запрос Настоящего Времени не ответили. По данным штаба политика Алексея Навального, за последние недели в Хабаровске не менее семи журналистов были оштрафованы или подвергнуты аресту за свою профессиональную деятельность.