Шаман, изгонявший шайтана из умов чиновников, встал на защиту озера в Нур-Султане. Местные власти пытаются осушить водоем, чтобы развернуть на его месте грандиозное строительство. Асхат Ахмедияров убежден, что госслужащие не до конца осознают, насколько губительна для природы их затея.
Художник Асхат Ахмедияров облачается в костюм шамана. Но этот раз он намерен не дать властям засыпать озеро Талдыколь. Именно здесь чиновники, вопреки возмущениям горожан, пытаются разбить туристический комплекс. В планах – строительство на этой территории жилых высоток, церкви и набережной. Для этого придется пожертвовать природным водоемом, ставшим домом для краснокнижных птиц.
"Это последний ресурс, последний вид действий, через который можно остановить засыпку Талдыколя. Остальное они не понимают, просто идут и засыпают, не смотрят на возмущение общества", – говорит Асхат Ахмедияров.
За сохранение Талдыколя – группы мелких озер – местные жители и экоактивисты бьются уже несколько лет. Чиновники же в ответ пугают людей якобы загрязненностью водоема. Он, по их мнению, рискует стать источником опасных болезней. Но обитающие здесь лебеди и утки свидетельствуют об обратном. Общественники утверждают, что столичные власти действуют незаконно.
"Покажите документы, на основании чего водный объект был переведен из разряда водного под строительство? К сожалению, эти документы не показывают. Акимат уводит в другую плоскость, что здесь загрязнено озеро, будет очищаться. Но они при этом не говорят, какой процент будет засыпан", – отмечает член общественного совета Нур-Султана Жанат Нургалиев.
Если строители доведут начатое до конца, то площадь озера, по предварительным подсчетам, уменьшится на 60 процентов.
В борьбу за природный объект включается все больше людей. И они призывают чиновников к благоразумию.
"Это такое наследие, богатство, которое человек пытается разрушить. Мы вообще созданы, чтобы это поддерживать, эту экосистему. А ради быстрой наживы люди готовы на все. Я считаю, что нужно это остановить", – говорит житель Нур-Султана Илья Поляков.
Но официальная позиция властей не меняется. На официальном сайте столичного акимата опубликовано старое сообщение, в котором принижают значимость водоема.
Пока шаман Ахмедияров разворачивал грузовые машины у въезда на пустошь, на другой ее части художница Айгерим Оспан вооружилась музыкальным инструментом – кобызом. Она пыталась коснуться "струн души" машиниста ковшового трактора.
"Музыка – это язык сердца. А кобыз – священный инструмент. Кобыз лечит, и мы пришли лечить пространство, лечить озеро, потому что оно требует защиты", – отмечает Айгерим Оспан.
Музыкальная терапия оказалась эффективной. Но лишь на время. Выдержав небольшую паузу, строители продолжили засыпать водоем уже с другой стороны Талдыколя.
"Мне дали задание засыпать этот участок. Мы землю осваиваем для дальнейшей застройки. Почему они устроили здесь шум, лично я не понимаю. Это ведь для местных жителей делается", – говорит представитель подрядной организации Орынбасар Есимбетов.
Для каких именно жителей, представитель компании подрядчика не уточнил. Его доводы в диалоге с общественниками оказались неубедительными. Претензий к строителям у жителей меньше всего. В беззаконии они обвиняют чиновников, давших разрешение на уничтожение озера.