"Никто извне" не отдавал казахстанцам их территорию, а главное богатство Казахстана – это его "священная земля, унаследованная от предков".
Это фразы из статьи президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, опубликованной 5 января в республиканской газете Egemen Qazaqstan.
"Наша история не начинается 1991 или 1936 годом. Наши люди жили и росли здесь во времена Казахского ханства и раньше – при Золотой Орде, Тюркском каганате, гуннах и саках", – написал Токаев, указав на необходимость противостоять провокациям со стороны "некоторых иностранцев, которые сомневаются в нашей территориальной целостности".
В декабре 2020 года Министерство иностранных дел Казахстана вызвало временного поверенного в делах Российской Федерации Александра Комарова. Дипломату вручили ноту в связи с высказываниями главы Комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслава Никонова. Тот заявил в эфире Первого канала, что "территория Казахстана – это большой подарок со стороны России".
МИД Казахстана призвал "принять меры по недопущению впредь заявлений такого рода от государственных деятелей Российской Федерации".
Токаев в своей статье подчеркнул, что нынешние границы Казахстана признаны международным сообществом и их никто не оспаривает, а все территориальные споры "окончательно разрешены". Президент также отметил, что Казахстан – единое государство, которое не делится на южную, северную, западную и восточную части, хотя в состав страны и входят Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области.
Наконец, Токаев дал понять, что в ближайшее время северные регионы страны могут переименовать, дабы дальше таких провокаций не было. Но даже несмотря на это, высказывания российских депутатов все еще не дают покоя казахстанцам, показал уличный опрос Настоящего Времени.
"Нифига себе! Казахстан наш! – отреагировал один из прохожих. – Они же про Северный Казахстан говорили. Типа наше туда-сюда. Оренбург тоже наш. Надо было сказать им тоже. Это мы вам Оренбург дали, а не вы нам Северный Казахстан".
В 1920-1925 годах Оренбург был столицей Киргизской (Казахской) АССР.
"Я не думаю, что стоит противостоять [высказываниям о принадлежности территорий], – сказала еще одна опрошенная. – Потому что всем, как говорится, рот не закроешь. Как были разговоры, так и будут. Я думаю, наши главы правительств между собой провели, наверное, какие-то разговоры на этот счет".
По мнению политолога Шалкара Нурсеитова, президент Казахстана как дипломат и политик не называет вещи своими именами.
"Понятно, что все зависит от позиции Кремля. Не хотят испортить отношения. Поэтому так комфортнее говорить о таких потенциальных угрозах, внешних врагах. Вот такой стиль выражения официальной позиции", – говорит эксперт.
В своей статье Токаев высказался и о других вещах. В частности, о важности казахского языка и извечной теме – вхождения в тридцатку развитых стран. Не забыл упомянуть и о мудрой политике экс-президента Нурсултана Назарбаева. Что примечательно, такое обращение к казахстанцам президента появилось аккурат перед выборами 10 января.