Многодетная семья жительницы Казахстана Меиргуль Пайдалы некоторое время назад переехала из деревни в столицу Нур-Султан в поисках лучшей жизни. Меиргуль по профессии учительница, но денег постоянно не хватало: "Как учительница я самое большее получала 62 тысячи тенге ($160)", – рассказывает женщина. Именно поэтому они с мужем и детьми собрались и решили попытать счастья в столице, где больше работы.
Но муж и жена не могли и предположить, что главной проблемой в Нур-Султане для их семьи окажутся чиновники: они сначала выписали Меиргуль соцпомощь, а потом отобрали ее и потребовали вернуть уже выплаченные деньги.
После переезда семья пока вынуждена жить в бедности. Собственного жилья в Нур-Султане у них нет: Меиргуль и ее муж снимают временное жилье на территории станции техобслуживания автомобилей и живут на $150 в месяц, которые зарабатывает муж в том же автосервисе.
Меиргуль пока не работает: надо смотреть за детьми, которых не берут в сад из-за отсутствия прописки в Нур-Султане, и заниматься домом, с которым много проблем. Женщина четыре раза в день топит печь-времянку, готовит еду и делает все, чтобы дети жили обычной счастливой жизнью.
Некоторое время назад Меиргуль как многодетная мать подала заявление на получение адресной социальной помощи. Под все критерии предоставления соцпомощи семья подпадала: их доход в пересчете на одного человека был вчетверо меньше прожиточного минимума. Чиновники заявление Меиргуль одобрили и несколько месяцев семья получала адресную соцпомощь в размере 137 тысяч ($360) в месяц.
"Жизнь прямо наладилась. Мы даже в Бога поверили. Детям кое-что купили", – признается Меиргуль. А самое главное – семья расплатилась с долгами за коммунальные услуги.
"Но через три месяца все как водой смыло. Чиновники начали требовать, чтобы мы вернули деньги – $830", – рассказывает женщина. Саму Меиргуль обвинили в мошенничестве. По утверждению чиновников, семья не имела права получать соцпомощь в Нур-Султане, потому что Меиргуль, ее муж и дети до сих пор прописаны в деревне, откуда уехали.
"Мне сказали, что, оказывается, я переехала в столицу только ради того, чтобы получить эту помощь, – пересказывает разговор с чиновниками учительница. – Но я в январе приехала! А тогда не было даже разговоров об адресной помощи!"
"Мне говорили: "Ты обязана вернуть". Оскорбляли. Грубили. Милицию вызвали, – вспоминает Меиргуль. – Инспектора по делам несовершеннолетних вызвали. Чего только не было".
Семья Меиргуль не единственная, от которой казахстанские чиновники требуют вернуть уже выплаченные им деньги на социальную помощь. Таких "мошенников", по их утверждению, в стране тысячи.
"Если они добровольно не вернут эти деньги, мы их вернем через суд", – грозит министр труда и соцзащиты Биржан Нурымбетов. Правда, по его словам, министерским и местным чиновникам было сказано, чтобы они "не заставляли семьи сразу возвращать деньги".
Как возвращать уже выплаченные семье и давно потраченные деньги – Меиргуль не знает. Пока семья вошла в режим жесткой экономии.
"Я уже подумывала дома торты печь на продажу. Хотела купить инструменты для этого, чтобы можно было из дома работать. Но все это осталось теперь мечтами", – вздыхает женщина.
"Я доказывала, что у меня шестеро детей, что снимаю квартиру, собирала справки из школы, что дети там учатся, – с отчаянием говорит Меиргуль. – Чиновники на них не смотрят. Я бегала везде. Все говорят: туда сходи, сюда сходи, ждите 10 дней, ждите еще 15 дней. А там уже и Новый год прошел".
Пока отец семейства был на работе, а мать бегала с документами по чиновничьим кабинетам, в доме однажды чуть не произошел пожар: от печки загорелся ковер, который прожег линолеум.
"Хорошо, что я вовремя вернулась домой", – говорит Меиргуль. Теперь она боится оставлять маленьких детей одних.