Власти Казахстана назначили на 6 октября 2024 года республиканский референдум по вопросу строительства в стране АЭС. Напомним, что станцию предлагают строить на озере Балхаш – в поселке Улькен в Алматинской области. Власти обещают, что со строительством АЭС страна получит не просто чистую, но и дешевую электроэнергию, что позволит сохранить низкие тарифы.
Но в числе потенциальных подрядчиков строительства атомной электростанции – российский "Росатом". И противники проекта обращают внимание не только на его экологические риски, но и на то, что в мае 2024 года Конгресс США одобрил законопроект о введении санкций против этой российской госкомпании. Это означает, что доступ к современным технологиям, которые могут быть использованы при строительстве атомной электростанции в Казахстане, будет ограничен.
Несмотря на эти возражения, в Центральной избирательной комиссии Казахстана заявили, что готовы к проведению голосования во всех регионах Казахстана и за границей и порядок сбора и подсчета голосов уже определен. Правом голоса, по последним данным, обладают более 12 млн казахстанцев. Любой из них в период агитации может заявить о своем отношении к идее строительства АЭС, а также агитировать других.
На само голосование будет потрачено $32 млн. 70% денег, по словам членов ЦИК, пойдет на оплату труда 70 тысяч членов всех избирательных комиссий, включая тех, что находится за границей.
"Можно выпускать агитационные плакаты, листовки, баннеры и другие электронные, печатные материалы. Законом предусмотрено и проведение собраний, митингов, сходов граждан и агитация в СМИ, – объясняет правила референдума и агитации Анастасия Щегорцова, член Центризбиркома Казахстана. – Что не допускается, так это агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны. А также социального, расового, национального превосходства и культа жестокости. Все это влечет уголовную уже ответственность".
При этом группа гражданских активистов, которые выступают против строительства АЭС в Казахстане, говорит, что пыталась организовать пресс-конференцию в Астане – в соответствии с тем, что сказала Шеховцова. Но за несколько часов до мероприятия арендодатель отказал им в предоставлении помещения. Он сослался на звонок неких лиц, которые запретили сдавать активистам зал.
Один из лидеров общественного движения Амангельды Джахин не считает это случайностью. Он подчеркивает, что во время публичных слушаний в регионах, которые проходили ранее, противникам строительства АЭС тоже закрывали рты: отключали микрофоны или просто не впускали в зал, чтобы задать вопросы спикерам.
Некоторые публичные слушания по вопросу АЭС действительно обернулись скандалом: оппоненты на них пытались перекричать друг друга, но из зала, иногда при помощи полиции, выводили только тех, кто выступает против строительства станции.
Джахин считает, что судьба атомной станции в Казахстане уже определена, а референдум нужен властям лишь для того, чтобы легализовать это решение.
"Самое печальное – то, что решение принималось, как мы подозреваем, вовсе не в стенах Акорды. Мы подозреваем, что решение принимали в Кремле, – говорит Амангельды Джахин. – Это явная геополитика. Система управления АЭС будет в Кремле. В любой момент они могут взять и отключить ее. Что центр управления этой АЭС будет находиться в Кремле – об этом говорят все эксперты".