В субботу 6 июня в Нур-Султане, Алматы, Караганде и Шымкенте сотни людей вышли на массовые протесты, а полиция попыталась им в этом помешать: заблокировала подходы к площадям и задерживала всех, в ком подозревала активистов. Акции протеста, что символично, прошли, во-первых, в день, когда в Казахстане вступил в силу новый закон о митингах. Во-вторых – в годовщину начала президентства Токаева. В итоге были задержаны десятки человек.
Протестующие требовали:
- кредитной амнистии,
- национализации земель и объектов, переданных в частные руки, запрета на продажу земель иностранцам,
- освобождения политических заключенных,
- сторонники Мухтара Аблязова требовали также отменить признание казахстанскими властями экстремистскими движения "Демократический выбор Казахстана" и движения "Көше партиясы".
Что продемонстрировали власти Казахстана, разогнав протесты 6 июня, и как будут проходить митинги в стране при новом законе? Казахстанский правозащитник Ерлан Калиев занимает пессимистичную позицию по этим вопросам.
— Акции протеста в Казахстане, что символично, прошли именно в тот день, когда вступил в силу новый закон о митингах. В теории он должен был упростить проведение мирных собраний. Можете дать оценку реальному практическому применению закона?
— Прошедшие события, на мой взгляд, наглядно протестировали все положения нового закона о митингах. Власти отправляли месседж, хвалились тем, что положения нового закона имеют презумпцию в пользу проведения митингов и их организаторов. И где эта презумпция? Мы видим на примере того, как полиция захватывает протестующих, что эта презумпция совершенно не срабатывает.
— Есть разница между уведомительной и разрешительной системой в ситуации с казахстанским законом?
— Сегодняшний закон о митингах, который вступил в силу 6 июня, оказался на практике хуже предыдущего. Уведомительный порядок проведения митинга, который прописан в новом законе, по сути мало чем отличается от действия старого закона. При том, что в старом законе было одно-единственное основание для отказа в проведении митинга. А сегодня под предлогом "уведомления" у властей есть повод запретить акцию протеста не только по одному основанию, а сразу по многим. В новом законе есть три основания для приостановления массового мероприятия, шесть оснований для прекращения мирного собрания и десять оснований для отказа в разрешении проведении митинга.
Как все это можно положительно рассматривать?
Мало того, что, как отмечали мои коллеги, этот закон абсолютно не соответствует международным стандартам и международным договорам, которые подписал Казахстан. В нем введено понятие "специализированного места" для проведения митинга. В старом законе эта норма носила всего лишь рекомендательный характер. А новый закон обязывает, вопреки международным нормам, проводить мирные собрания именно в "специализированных местах". То есть в неких "загонах".
— Власти аргументировали запрет митинга 6 июня проведением "дезинфекции" на центральных площадях нескольких городов. Ее действительно проводили. Как вы считаете, это резонная причина?
— На мой взгляд, это абсолютно незаконное решение. По той причине, что режим чрезвычайного положения в Казахстане был снят. И санитарно-эпидемиологические службы разрешили гражданам свободно выходить из своих жилищ.
Более того: единственное законное требование в этом случае со стороны полиции было бы напоминание о необходимости носить маски и соблюдать социальную дистанцию.
Даже если бы они действительно проводили дезинфекцию, ее можно было проводить до предполагаемого события или после. А они ее пытались провести непосредственно во время события. То есть дополнительно подвергали угрозе здоровье людей.
— То есть власти нарочно стали проводить дезинфекцию именно во время митинга?
— Конечно же, это было неслучайное совпадение. И это полный абсурд, что теперь к ограничению фундаментальных прав граждан Казахстана теперь подключают санитарно-эпидемиологические службы. И хотят подключить спецслужбы и военное ведомство. Это показатель того, что власть панически боится.
— У вас есть примерные цифры по количеству задержанных? Что им грозит?
— По Алматы в день проведения митинга было задержано порядка 100 человек. Всего по стране – порядка 500 человек, но это включая людей, которые за день-два до митинга принудительно доставлялись в полицию на беседы.