Ссылки

Новость часа

"Эти три случая не добавляют Байдену ничего приятного". Какими будут политические последствия скандала с аэростатами в небе над США


Политолог Ян Веселов о том, какими будут политические последствия скандала с аэростатами в небе над США
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:26 0:00

Политолог Ян Веселов о том, какими будут политические последствия скандала с аэростатами в небе над США

В небе над США в воскресенье, 12 февраля, сбили очередной неопознанный объект – уже четвертый по счету. По заявлениям американских властей, это была "восьмиугольная конструкция" со свисающими нитями, которая представляла угрозу для гражданских самолетов. За день до этого, в субботу, еще один летающий объект был сбит на севере Канады, а в пятницу – над Аляской. Все это произошло спустя несколько дней после того, как американские военные обнаружили и сбили самый большой из аэростатов – воздушный шар с солнечными панелями размером с несколько автобусов. Власти США заявили, что это был китайский аппарат, который занимался нелегальным шпионажем с воздуха. Происхождение трех остальных объектов неизвестно. Китай обвинения в шпионаже отрицает: в Пекине говорят, что воздушный шар занимался метеонаблюдениями и улетел в США по ошибке.

Джо Байден комментировал только ситуацию с первым воздушным шаром, насчет всех остальных хранил молчание. В результате даже конгрессмены-демократы призывают Белый дом выступить с разъяснениями, а республиканцы обвиняют Байдена в недостаточно жесткой реакции. О том, какие политические последствия будет иметь скандал с аэростатами, мы спросили в эфире Настоящего Времени политолога-американиста Яна Веселова.

— Может ли это вылиться во что-то серьезное для Джо Байдена? Я так понимаю, в Конгрессе им недовольны представители обеих партий?

— Действительно, наибольшее недовольство было связано именно с первым случаем, когда был запущен этот китайский аэростат. Потому что все-таки он над территорией США провисел почти неделю, прежде чем был сбит над Южной Каролиной. И там республиканцы, естественно, оторвались по полной, утверждая, что Байден, по сути, скомпрометировал национальную безопасность США, пока так долго тянул со сбитием. Хотя понятно, что у него были свои резоны, как он говорит: они не хотели, чтобы обломки попали на гражданских лиц.

— Из соображений безопасности.

— Да. Но они говорили, что нужно было сбивать быстро, нужно было сбивать сразу. И теперь еще эти три случая, понятно, не добавляют Байдену ничего приятного, особенно учитывая, что, в общем-то, непонятна их природа. Китайцы говорят, что не имеют к этому никакого отношения: все три объекта, насколько я понимаю, были разной формы и были сбиты на разной высоте. Последний вообще был какой-то странной восьмиугольной формы – и там сразу пошли всякие теории заговора о том, что это НЛО, и Пентагон, по-моему, даже очень быстро оправдался: мол, все имеет земное происхождение.

Воздушный шар, сбитый над Южной Каролиной. 4 февраля 2023 года. Фото: Reuters
Воздушный шар, сбитый над Южной Каролиной. 4 февраля 2023 года. Фото: Reuters

— И все-таки: чем рискует Байден? Может ли потенциально скандал с летающими аппаратами привести к импичменту?

— Нет, я не думаю. Скорее всего, это останется таким важным пунктом республиканской критики. Они попытаются выехать на такой жесткости, на том, что Байден не охраняет границы США. Но вряд ли это будет каким-то большим скандалом. Все-таки соберут останки этих сбитых объектов, потом наверняка будут какие-то закрытые брифинги уже для законодателей. В Сенате и в Палате представителей есть комитеты по разведке. И для них традиционно проводят закрытые секретные брифинги, где вводят их в курс дела. А там уже будет видно. Мне не кажется, что это будет действительно какой-то скандал. В принципе, у Байдена сейчас и так хватает поводов для беспокойства: от миграции до недавнего скандала с секретными документами.

— Прямо перед тем, как мы с вами стали разговаривать, агентство Bloomberg сообщило, что Энтони Блинкен может встретиться со своим коллегой из Китая уже на этой неделе на Мюнхенской конференции по безопасности. Учитывая, что он перенес свой запланированный визит из-за всей этой ситуации. Как вы считаете, каким образом могут сейчас складываться отношения США и Китая? Знак ли это того, что они будут пытаться выровнять эту траекторию?

— Пока очевидно, что отношения не в самом хорошем состоянии все-таки находятся. Очень много говорится об очередной холодной войне между Китаем и США, и уже говорится не только журналистами или экспертами: в принципе, уже открыто об этом и политики даже говорят. Но если эта встреча состоится, то, конечно, будет хорошо. Все-таки контактов на таком высоком уровне не было со времен администрации Трампа. Поэтому действительно, наверное, стоит увидеться.

Байден в своем ежегодном послании к Конгрессу сказал, что между странами есть конкуренция, но не противостояние, – и все-таки отметил, что он готов к возможной эскалации. Но тем не менее его речь была выдержана в таких сдержанных тонах.

— А что, на ваш взгляд, должен сейчас сделать президент Байден, чтобы немножко сгладить волну недовольства, которое он на себя навлек? Есть ощущение, что от него ждут просто чуть большей откровенности, несмотря на то, что, конечно, многие понимают, что эта информация по крайней мере сейчас является засекреченной. Ему нужно сделать какие-то заявления?

— Да, наверное, действительно нужна какая-то открытость в плане информирования публики о том, что происходит, почему участились случаи нарушения воздушного пространства США. Недавно, кстати, Конгрессу спецслужбы подготовили отчет, посвященный этой проблеме. Они сказали, что с 2021 года более трех сотен случаев нарушения воздушного пространства США было и более 150 случаев из них – это были эти воздушные шары. При этом понятно, что у США у самой есть подобная программа, связанная с запуском воздушных шаров. Да, действительно, публика хочет какой-то открытости в этом плане, то есть понимания, почему так происходит и, самое главное, как сделать так, чтобы такие случаи не повторялись.

XS
SM
MD
LG