Ссылки

Новость часа

"На него невозможно было смотреть: он весь обгорел". Как живут родственники убитых после "антитеррористической операции" в Горном Бадахшане


Тела убитых во время "антитеррористической операции" 18 мая 2022 года в Горном Бадахшане
Тела убитых во время "антитеррористической операции" 18 мая 2022 года в Горном Бадахшане

Больше месяца прошло с того момента, как власти Таджикистана провели в Рушанском районе Горно-Бадахшанской автономной области "антитеррористическую военную операцию". Регион до сих пор находится в информационной изоляции, журналисты негосударственных СМИ не могут посетить Бадахшан. Однако корреспондентам Радио Озоди это все же удалось.

Как живут родственники убитых после "антитеррористической операции" в Горном Бадахшане
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:41 0:00

Акбаршо Муборакшоев показывает недостроенный пустой дом, в котором жил его младший брат – Неккадам. В прошлом месяце его убили силовики. Несколько месяцев назад он вернулся из трудовой миграции, чтобы построить дом. Его семья осталась в России. Правоохранительные органы передали тело Неккадама близким 18 мая.

"Он был так сильно избит, что его никто не узнавал. Мы его похоронили", – говорит Акбаршо.

Власти обвинили 57-летнего Неккадама и десятки жителей Рушанского района в том, что они перекрыли автодорогу в Хорог, после чего напали с оружием на военных. Брат уверен: Неккадам не брал в руки оружия.

"Восемнадцатого числа он поехал в банк, чтобы получить высланные его дочерью деньги. Обратно – уже ближе к вечеру – привезли его тело. На него невозможно было смотреть. Он весь обгорел. С ним жестоко обошлись", – вспоминает он.

Шоди Зеваршоев – отец самого молодого жителя из убитых в Рушанском районе Бадахшана, Тоджиддина Хусайниева. Ему было всего 22 года. Шоди уверен, что его сын не делал ничего противозаконного, однако в убийстве Тоджиддина никого не обвиняет, потому что не знает, как это произошло.

"Что мне требовать? Что тут докажешь? Откуда я знаю, как все произошло? Такова была его судьба", – говорит отец.


После жесткого подавления протестов 16 мая в Хороге, когда местные жители вышли на улицы с требованием остановить произвол силовиков, правительство Таджикистана направило в административный центр области дополнительные силы. 17 мая группа жителей Рушанского района преградила им путь, перекрыв единственную дорогу в Хорог. Жители Рушана объяснили свои действия желанием остановить кровопролитие.

На следующий день в МВД Таджикистана заявили, что требование силовиков деблокировать дорогу было проигнорировано, поэтому они объявили о "попытке дестабилизации обстановки" в стране и начале "антитеррористической военной операции". Некоторые жители этого района считают, что у правоохранительных органов не было выбора.

"Они перекрыли движение, что и стало причиной произошедшего. Люди никого не слушали и не подчинились требованиям главы района и его зама. Если бы они не перекрыли дорогу, ничего бы не было. А они заявили, что не откроют дорогу", – считает житель поселка Пастхуф Искандар Айдаров.

Другая часть жителей Рушанского района осуждают власти за проведение так называемой операции и за гибель своих соседей. Эти люди отказываются говорить на камеру, опасаясь новых арестов. После произошедшего силовики задержали несколько десятков человек, в том числе в самом Хороге. По официальным данным, всего во время столкновений мирных граждан с силовиками были убиты 16 человек, порядка 300 задержаны. По неофициальной информации, жертв намного больше.

Жизнь в Рушанском районе возвращается в мирное русло, люди продолжают оплакивать погибших, солдаты внутренних войск никуда не уходят.

XS
SM
MD
LG