Ссылки

Новость часа

"Мы не чувствуем себя в безопасности". Как живут израильские арабы во время войны Израиля с ХАМАС


Израильские арабы составляют около 20 процентов населения страны. В первые недели после совершения ХАМАС терактов на территории Израиля и начала войны в секторе Газа несколько десятков израильских арабов были арестованы за пропалестинские посты в социальных сетях. При этом среди пострадавших и погибших от рук боевиков ХАМАС во время терактов есть не только израильские евреи, но и израильские арабы. А проведенный социологами через месяц после начала войны опрос показал, что среди арабского населения выросло число тех, кто отвечает утвердительно на вопрос "Чувствуете ли вы себя частью Израиля?"

Рассказываем, что известно о жизни и настроениях израильских арабов спустя два месяца после терактов ХАМАС и начала войны.

"Я говорю по-арабски, я справлюсь": как погиб Авад Дарауше

Мухаммад Дарауше – политический аналитик, он изучает палестино-израильские отношения, читает лекции о мирном урегулировании конфликта, работает в образовательном центре Гиват Хавива. Дарауше – израильский араб, живет в Иксале, недалеко от Назарета. Двоюродный брат Мухаммада, Авад Дарауше, израильский парамедик арабского происхождения, погиб седьмого октября при нападении ХАМАС: Авад работал на том самом музыкальном фестивале, куда седьмого октября ворвались боевики и расстреляли сотни людей.

"В четверг, седьмого октября, его отправили работать на фестивале "Нова" в составе команды из шести человек. Они, по сути, должны были выполнять роль медицинского персонала на мероприятии. Мы с ним говорили об этом, он спрашивал: "Что может быть самое страшное? Кто-то поцарапает ноги, кто-то может выпить слишком много и у него закружится голова или кто-то получит передозировку", – вспоминает Мухаммад Дарауше.

О гибели Авада семья узнала от одного из его коллег: тот позвонил по телефону. "Команде сказали эвакуироваться, а Авад по своей наивности сказал: "Не волнуйтесь за меня, уходите. Я говорю по-арабски, я справлюсь". Он думал, что раз он арабского происхождения и говорит по-арабски, то сможет договориться с нападавшими. Но все закончилось быстро. Его коллеги стали уходить, а он побежал к раненым с бинтами в руках, пытаясь им помочь. Когда на него оглянулись, они увидели, что в Авада стреляют, и он падает", – рассказал Мухаммад Дарауше Настоящему Времени.

Убитого Авада Дарауше нашли через несколько дней: некоторые тела боевики заминировали, полиции и саперам приходилось работать медленно. "Когда его нашли, у него в руках все еще были бинты. Он так и лежал на раненом, которому пытался помочь. У него не было возможности поговорить с нападавшими", – говорит брат погибшего медика. Машину "скорой помощи", на которой работал Дарауше, угнали в Газу, и семья до последнего надеялась, что Авада тоже захватили, но он жив. Через пять дней после событий седьмого октября смерть Авада Дарауше подтвердил анализ ДНК.

"Ему было все равно, кого он спасает, евреев или нет, какой они национальности, религиозных убеждений, культурных ценностей или цвета кожи. Все, о чем он думал, – то, что он там находится как медицинский работник. Он хотел выполнить свой долг как медик и проявить свою человечность", – вспоминает о брате Мухаммад Дарауше.

Арабское население Израиля – около двух миллионов человек

Согласно последним данным Центрального бюро статистики Израиля, численность арабского населения страны составляет около двух миллионов человек, или 21 процент. Большинство этих людей идентифицируют себя как арабы или палестинцы по национальности и как израильтяне по гражданству. Около 9 процентов арабского населения Израиля – католики, остальные – мусульмане. Большинство израильских арабов свободно говорят на иврите. У многих есть родственники или члены семьи в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. В Израиле есть населенные пункты с преимущественно арабским населением, и исследования показывают, что средний уровень жизни в таких городах и деревнях значительно ниже, чем в смешанных или с преобладающим еврейским населением. Хотя граждане Израиля арабского и еврейского происхождения имеют равные гражданские права, им гарантирована социальная защита и доступ к здравоохранению, правозащитники и политики много говорят о разделении общества и о том, как это усложняет жизнь израильских арабов и дискриминирует их. Что касается армии, то граждане арабского происхождения освобождены от обязательной службы, но ежегодно несколько сотен мусульман изъявляют добровольное желание служить в ЦАХАЛ (например, в 2020 году их было около 600, сообщает BBC).

Социологический опрос, проведенный через месяц после начала войны Израиля и ХАМАС Израильским демократическим институтом (Israel Democracy Institute, IDI), показал: после террористического нападения ХАМАС и начала военных действий в октябре 2023 года рекордное количество израильских арабов заявили о том, что чувствуют себя частью государства Израиль. На вопрос, который так и звучал: "Чувствуете ли вы себя частью Израиля?" – 70 процентов израильских арабов ответили "да" (для сравнения – 94 процента израильских евреев ответили на этот вопрос утвердительно). Во время предыдущего опроса, в июне 2023 года, так считали только 48 процентов жителей страны арабского происхождения. В IDI отметили, что зафиксировали самый высокий показатель за 20 лет, в течение которых они проводят такие опросы.

При этом лишь 27 процентов израильских арабов сказали, что настроены оптимистично по поводу будущего Израиля. Отвечая на аналогичный вопрос, 72 процента израильских евреев сообщили, что настроены оптимистично. Еще один вопрос, заданный участникам исследования, касался того, согласились бы они покинуть Израиль, если бы у них было гражданство какой-либо из западных стран. 80,5 процентов израильских евреев заявили, что предпочли бы остаться, аналогично ответили 59 процентов опрошенных израильских арабов.

Важно отметить, что на территории Израиля (в частности, в Восточном Иерусалиме) живут и люди без израильских паспортов – у многих из них есть лишь удостоверения личности, позволяющие находится в стране бессрочно, но нет политических прав. Среди арабов Восточного Иерусалима традиционно выше поддержка палестинских радикальных группировок, однако после нападения седьмого октября там не было никаких массовых выступлений. Полиция ввела в Восточном Иерусалиме повальные проверки документов, останавливает и обыскивает арабских мужчин. Торговые улицы Старого города опустели, пишет Times of Israel. 30 ноября на остановке в Восточном Иерусалиме двое вооруженных участников группировки ХАМАС застрелили троих израильтян, после чего были убиты израильской полицией.

"Мы ощущаем, что ведется охота на ведьм": рост напряжения во время войны

"В последнее время нелегко быть жителем Израиля арабского происхождения", – констатирует политический аналитик Мухаммад Дарауше и продолжает: "Мы не чувствуем себя в безопасности. Мы ощущаем, что в отношении арабских граждан ведется охота на ведьм, что израильские евреи – не все, но большинство – видят в нас врага, а не сограждан, которые также заплатили высокую цену в этой войне и также являются жертвами. К сожалению, к жертвам среди арабов относятся не так, как к жертвам среди евреев. Как будто все дело в крови, и наша менее важна. Мы слышим очень много подстрекательств, иногда это исходит от высокопоставленных чиновников, таких как министр внутренней безопасности. Но тем не менее мы слышим и положительные заявления, например от президента Герцога. Но он не обладает исполнительной властью".

Один из высокопоставленных чиновников, возмутивший не только арабское израильское население, но и правозащитников и журналистов, – генеральный инспектор полиции Яаков (Коби) Шабтай, который примерно через неделю после терактов ХАМАС заявил: "Кто хочет быть гражданином Израиля – добро пожаловать! Кто хочет проявить солидарность с Газой – приглашаю! Отвезем туда на автобусе". Так Шабтай отреагировал на поступавшие, но отклоненные властями Израиля запросы на проведение акций солидарности с жителями сектора Газа. Ассоциация по правам человека в Израиле назвала слова Шабтая "возбуждающими рознь", а также отметила, что "идентификация себя с Газой" или "солидарность с Газой" еще не означает поддержку терроризма (а не, например, страдающих от военного конфликта мирных жителей). Также правозащитники напомнили, что законные массовые акции не запрещены в Израиле даже во время войны.

По разным оценкам, в первые дни после начала войны полиция в разных городах Израиля задержала от 100 до 190 израильтян арабского происхождения – в основном за посты в соцсетях, по обвинению в поддержке ХАМАС и подстрекательстве к насилию. Одной из задержанных стала известная певица и инфлюенсер из Назарета Далаль Абу Амна, запостившая вскоре после терактов и начала войны изображение палестинского флага с текстом на арабском: "И нет победителя кроме Аллаха". Абу Амна провела двое суток под арестом, а затем была переведена под домашний арест. Другой пример – арест в Хайфе медсестры, которая, по данным полиции, опубликовала у себя в соцсетях после терактов седьмого октября посты со словами "Это больше, чем мы ожидали" и "Это событие, которое приносит радость".

По данным центра "Адал", защищающего права арабского населения Израиля, только за первые две недели после начала войны 83 студента и ученика сообщили об отстранении от занятий за посты в социальных сетях, более 40 человек сообщили, что им пригрозили увольнением за публикации.

Что касается задержаний и криминальных обвинений, то директор "Адал" Хассан Джабарин отмечает, что большинство высказываний, попавших в поле зрения полиции, – это посты против войны в Газе, в поддержку жителей Палестины, выражение солидарности в той или иной форме. И лишь около 10 процентов "можно трактовать как косвенную поддержку ХАМАС".

Арабское население Израиля в политике: кто его представляет

Интересы израильского арабского населения в Кнессете представляют фракции РААМ ("Объединенный арабский список") и "Хадаш-Тааль". Представители партий после событий седьмого октября высказались однозначно – против терроризма и против действий ХАМАС.

"В свете прискорбных, трагических и достойных осуждения событий я призываю арабских и еврейских граждан сохранять сдержанность и вести себя ответственно и терпеливо, а также поддерживать закон и порядок", – написал лидер консервативной РААМ Мансур Аббас. Он также призвал лидеров группировок, участвовавших в нападении на Израиль, вспомнить, что они мусульмане и не лишать свободы женщин, детей и стариков.

Партия "Хадаш" определяет себя как еврейско-арабская, в израильском парламенте ее представляют три араба и один еврей. Лидер "Хадаш" Айман Оде заявил: "Мы тут сами справляемся с 1948 года и по сей день, и делаем это с высоко поднятой головой, потому что знаем, как бороться на политическом поле. Любой призыв к вооруженному насилию и разжиганию войны между арабами и евреями внутри Израиля – это то, чего мы совершенно не приемлем".

При этом главное, за что израильтяне любого происхождения критикуют нынешнее парламентское большинство во главе с премьер-министром Беньямином Нетаньяху, – это отсутствие видимой политической воли для урегулирования конфликта, а не только его силового решения.

"Я уверен, что Израиль победит ХАМАС. При международной поддержке у него есть силы на десять таких группировок. Но что дальше? – рассуждает политический аналитик Мухаммад Дарауше. – Если не будет политического решения, то [на месте ХАМАС] появится другая структура, которая организуется, и в следующий раз жертвами могут стать не 1200 израильтян, а 12 тысяч. И ответными действиями против палестинцев будут не 11–15 тысяч жертв, а 150 тысяч. Этот цикл необходимо остановить. Конечным решением должны быть два государства, живущие в мире. Может быть, не та прекрасная концепция мира и любви, о которой мы все мечтаем, но какие-то договоренности и соглашения. Возможно, израильтяне не пойдут завтра в Рамаллу и Газу есть хумус, но нужны какие-то технические договоренности, связанные с безопасностью и границами, а остальное мы уладим потом".

XS
SM
MD
LG