В декабре 2022 года в латвийских СМИ появились новости о том, что министерство внутренних дел разрабатывает поправки к закону о дорожном движении. И если их примут, за превышение скорости более чем на 31 километр в час водителей будут лишать прав. Жителю города Резекне Модрису Скудре эта идея не понравилась.
"Я немного в это вник и понял, что было бы неправильно со стороны государства отбирать права уже за 31 км/ч, – объясняет Скудра. – Если это сделано на какой-то городской маленькой улице, я согласен, что нужно очень сильно наказывать. Но что значит нарушение 30 километров в час, например, на трассе, когда ты идешь на обгон? Иногда ты это делаешь для того, чтобы безопасно обогнать и быстрее вернуться в свою полосу. Или возьмем ту же Ригу. Стоят знаки 70. Будем говорить откровенно, там едут 80. Дальше стоит знак 50. И если вдруг этот знак 50 по какой-то причине не заметил, то лишаешься прав. Я посчитал, что это будет несправедливо".
"За три с половиной дня мы набрали 10 000 подписей"
В Латвии существует сервис ManaBalss – в переводе с латышского "Мой голос". С его помощью граждане страны могут продвигать собственные законы или блокировать те инициативы власти, которые им не нравятся. Модрис Скудра создал на ManaBalss инициативу об отмене ужесточающих закон поправок, и ее поддержали тысячи людей.
"Я все время просматривал ManaBalss в надежде, что вот сейчас будут собирать подписи, но их не было, – рассказывает Скудра. – Поэтому в один вечер я сел за компьютер и создал эту инициативу. Они [администраторы сайта] подкорректировали текст, чтобы он более юридическим языком звучал. Но в основном, в принципе осталось то, что я написал. Я, можно сказать, сначала в нее даже и не поверил, что она пройдет. Но за три с половиной дня мы набрали 10 000 подписей. Мне было интересно, что будет дальше. После сбора подписей мне позвонил человек и сказал, что он передал мой телефонный номер депутату Сейма, который со мной созвонится. Буквально, наверное, через полчаса мне позвонил господин Юдинс. Он возглавляет юридическую комиссию и предложил мне принять участие удаленно или приехать на место. Я выбрал приехать, посмотрел Сейм".
В результате юридическая комиссия Сейма согласилась с аргументами Скудры, не поддержала предложения министерства внутренних дел, и они были отозваны. То есть до голосования в парламенте дело даже не дошло.
"И меня, и моих друзей, и вообще всех жителей Латвии это могло бы коснуться, – говорит Скудра. – У меня не было никаких личных эмоций, не было сильно большого удивления. Было внутренне приятное ощущение, что я сделал что-то хорошее для себя, для близких, для людей, для народа".
Более семидесяти законов за 12 лет
Благодаря инициативам граждан Латвии на ManaBalss государство стало оплачивать мониторинг глюкозы у детей с диабетом, операции по реконструкции молочной железы для онкологических больных и хосписную службу на дому. Были снижены налоги на свежие фрукты, ягоды и овощи. Появилась возможность сдавать разные виды упаковки на переработку за деньги. C 2011 года в законы превратились более 75 гражданских инициатив. Через ManaBalss жители страны даже изменили процедуру выборов президента.
"Голосование за президента было закрытым, – рассказывает Имантс Брейдакс, руководитель платформы ManaBalss.lv. – В Латвии президента выбирает парламент, у нас парламентская республика. После голосования за президента депутаты идут к журналистам и говорят: я проголосовал вот так, наша партия проголосовала вот так. А когда приходят результаты голосования, то они не сходятся [со сказанным]. То есть люди видели: это нелогично, кто-то врет. Начались гражданские требования: голосование за президента должно быть открытым. И да, голоса собирались несколько лет, очень долго. Конечно, было нелегко давить на парламент, чтобы изменить Конституцию. Но они в конце концов согласились".
"Есть несколько инициатив про здравоохранение, и есть инициативы, где буквально люди не умирают, потому что прошли эти инициативы, – говорит Дидзис Мелкис, менеджер по связям с общественностью ManaBalss.lv. – И есть еще одна инициатива, которую я хочу выделить: когда простая женщина без каких-то юридических знаний достигла очень важного изменения, чтобы налоги, которые мы переплачиваем, автоматически платили обратно. Это сделала простая женщина, учительница".
"Если мы посмотрим на эти 70 законов за 12 лет, то наше влияние на госбюджет уже измеряется в десятках и в сотнях миллионов евро", – утверждает Имантс Брейдакс.
Закон о запрете жестокого обращения с животными
В приют, расположенный недалеко от Риги, попадают многие собаки, которые пострадали из-за несовершенных законов о домашних животных. Например, нынешнее положение вещей позволяет владельцам держать собак на цепи всю их жизнь. А жестокое обращение с животными, как правило, наказывается штрафами или исправительными работами.
"Вопрос о собаках на цепях очень сильно актуализировался в последнее время, мы все больше и больше стали снимать этих несчастных собак с цепей и поняли, что нужно что-то делать, чтобы это все остановить, – рассказывает Елена Румянцева, представительница общества по защите прав животных Animal Rights Association B.&T. – Самое ужасное, что когда маленького щенка сажают на цепь и его ошейник с возрастом не расширяют, то он врастает собаке в шею. И потом нам уже кто-то пишет, что вот там-то собака, которая не может двигаться, потому что у нее врос ошейник. А бывает, что надевают просто цепь, и эта цепь врастает в шею. Нужно прекратить издеваться над животными, потому что собака – это друг человека. Собака на цепи – что она может охранять: дом, сарай, машину? Собака на цепи даже себя не сможет защитить, если вдруг что-то произойдет. Есть сигнализации, есть масса других способов в наше время охранять свое имущество".
В 2019 году авторы телепередачи "Лапа на сердце" пригласили Елену на съемки очередного выпуска – как раз о жестоком обращении с животными. В передаче участвовал действующий на тот момент президент Латвии Эгилс Левитс, а также трехлапая собака Елены по кличке Бадис, съемки проходили в президентском дворце.
"Мы нашли его в Латгалии в жутком состоянии, с полуотрубленной и гнилой лапой, – рассказывает о собаке Елена. – Мы привезли его в Ригу, была операция, ампутация – там невозможно было уже ничего спасти. И этот щенок жил у меня. Я дала ему временный дом, лечила, мы учились ходить, бегать, прыгать, радоваться жизни. Ну и потом, конечно же, я уже не смогла его отдать, он остался у меня. Он первая собака, которая побывала в президентском дворце".
После выхода программы с участием Елены, президента и пса Бадиса зоозащитники и решили создать на ManaBalss инициативу об ужесточении наказаний за жестокость по отношению к животным. Они предложили применять за жестокое обращение с животными реальные тюремные сроки, а также запретить держать собак на цепи. Парламент уже рассматривает эти поправки, и в ближайшее время, как ожидается, они будут приняты.
"Будет прописано в законе, что содержать собаку на цепи нельзя, то есть должна быть альтернатива: либо вольер, либо какой-то, скажем, загон", – уточняет Елена Румянцева.
"Парламент быстро сказал: "Нет, этого не будет". Как появился ManaBalss
ManaBalss появился в Латвии в 2011 году, и придумало его не государство, а два местных жителя – предприниматель Кристоф Блаус и эксперт по маркетингу Янис Эртс. После экономического кризиса конца двухтысячных многие граждане Латвии были убеждены, что политики управляют страной не так, как надо.
"В 2009 году были демонстрации и протесты в Старой Риге у парламента – с камнями в окна и все такое, – вспоминает Имантс Брейдакс. – Для нас это необычно, мы так не делаем. Это только показывает, что напряженность была очень-очень высокая. И вот на этой волне и родилась идея, что надо какие-то вещи менять. Самая первая идея, из которой потом возникла платформа гражданских инициатив ManaBalss, – что надо делать digital-референдумы. Потому что вы видите, какое настроение у общества: настроение на ножах. Парламент быстро сказал: "Нет, этого не будет". Но разговор шел месяцами, и в этом разговоре нашелся какой-то компромисс. Окей, мы можем открыть маленькое окно, где люди напрямую смогут подавать идеи для новых законов".
"В Латвии мы нечаянно попали в яблочко, потому что у нас очень хорошее законодательство про коллективные заявления, – объясняет Дидзис Мелкис. – Парламент всю эту инициативу оставляет народу и говорит: Если вы сделаете "домашнюю работу", соберете подписи за качественные идеи, то мы рассмотрим их очень серьезно".
"Это получило большое признание в обществе, потому что для многих действительно это очень удобно, – считает депутат Сейма Андрей Юдинс. – Кто-то читает в социальных сетях какие-то новости, а здесь смотришь инициативы, предложения, хочешь поддержать – можешь поддержать. И плюс парламент это всерьез воспринимает. Поэтому сегодня это очень авторитетный ресурс. Все понимают, что это серьезно, что это не будет так: поговорили и забыли".
"Я знаю ManaBalss с момента появления и пользуюсь им довольно активно, – рассказывает Модрис Скудра, добившийся отмены ужесточения наказаний за превышение скорости. – То есть раз в месяц я захожу и голосую за то, что считаю нужным. Историю, честно говоря, я не просматривал, но много инициатив там, где я поставил галочку, что голосую, потом видел, что они поданы в Сейм или приняты позитивно. Было бы, наверное, хорошо, чтобы такая платформа была в каждой стране. Это давало бы народу какой-то шанс достучаться до правительства и до высоких кабинетов".
Что по поводу ManaBalss и аналогичных платформ в других странах думает политолог Екатерина Шульман, есть ли на ManaBalss цензура и почему этой платформой могут пользоваться только граждане Латвии – смотрите в полной версии репортажа проекта "Что же получается" на ютуб-канале "Настоящее время. Сюжеты".