В Москве 24 сентября весь день задерживали людей, которые 20 сентября были на Пушкинской площади, где проходила встреча с избирателями, организованная депутатами от КПРФ. Хотя такие встречи не требуют разрешения властей, замеченных на акции обвиняют в участии в несанкционированном мероприятии и выписывают административные протоколы. Среди задержанных – активисты, политики, избиратели, муниципальные депутаты.
В нашем эфире беспартийный мундеп Сергей Власов и его коллега, член партии КПРФ Елена Славинская, рассказали, как их задержали и что происходило потом.
"Что вы делали в понедельник вечером?" Сергей Власов
— Я так понимаю, вас задержали вчера, вчера же отпустили. Вам вменили участие в акции 20 сентября, на следующий день после выборов. Как это было?
— Сижу я дома спокойно, полицию не жду. Стук в дверь – девушка на площадке. Темно, говорит: "Я ваша соседка сверху, откройте, пожалуйста". Я как ни в чем не бывало открываю, выходит мужчина в штатском, говорит: "Здравствуйте, Сергей Сергеевич! – показывает корочку, – подполковник ГУВД города Москвы. Что вы делали в понедельник вечером?" Я такой: "А что такое, что случилось?" – "Ну вот у нас для вас повестка, давайте проедем в ОВД, надо с вами поговорить". Приезжаем, выясняется, что это повестка по уголовному делу, я прохожу в качестве свидетеля. Пытаюсь выяснить, что вообще происходит: что за уголовное дело, почему. Мне ничего не объясняют, на мои вопросы не отвечают.
— Не уголовное же дело [в итоге], я правильно понимаю? Все-таки административное?
— Вот именно. Начинают составлять административные материалы, административный протокол, а про уголовное дело вообще ни слова. Когда на меня уже все это составили, мне эту повестку тоже отдают. Уже приехала адвокат ко мне, я говорю: "Слушайте, ну а чего уголовное дело, где протокол о моем доставлении?" Они смеются и говорят: "Вот, собственно, доставление, вот оно и было". Вот эта повестка.
— Сергей, вы намерены выходить на акцию завтра, которая анонсируется как встреча с избирателями?
— Это встреча депутатов Госдумы с избирателями, этот формат много раз использовался, он абсолютно для всех безопасный.
— Пойдете или нет?
— Пойду!
— Я вижу в вашей биографии указание, что вы беспартийный, ранее поддерживали "Открытую Россию", Алексея Навального. КПРФ предлагает проводить акцию под такими коммунистическими лозунгами, например: "Вернем СССР!" – расшифровывают, правда, по-другому, что-то про "справедливую социалистическую Россию". Как это сочетается – совместные протесты?
— Знаете, что касается понедельника, я считаю, что любой добропорядочный гражданин после этих выборов, которые выборами даже назвать нельзя, обязан был выйти в центр города на следующий день вечером, независимо ни от лозунгов, независимо от того, кто зовет, кто выходит. Любой человек, который понял, что выборы у него украли, должен на следующий день вечером выйти на улицу.
— С понедельником понятно. А завтра?
— Если честно, я не читал каких-то социалистических призывов по поводу субботы, потому что и так понятно, о чем будет этот митинг в субботу – не о возврате СССР, а, наоборот, о будущем России. О будущем России, в котором есть место и коммунистам, и либералам, и сторонникам Навального, и сторонникам Ходорковского, там, где все договариваются и строят будущее России. Сейчас у нас это будущее украли. Поэтому тут не про социалистические лозунги и не про возврат СССР, но нужно быть честными с собой.
"Отняли паспорт, скрутили руки, затолкали в машину". Елена Славинская
— Расскажите, как проходило ваше задержание, что вам вменяли?
— С первого раза у них не вышло, они не смогли выследить. Но вот уже сегодня, буквально во время самых горячих споров по приемке капитального ремонта – я председатель совета дома, и у нас как раз приемка проводилась, – совершенно в неприличной форме была задержана. Отняли у меня паспорт, скрутили руки, затолкали в милицейскую машину без предъявления обвинений. Это просто какое-то вообще безобразие. Уже как бы я могла предположить, за что – за свою гражданскую активность. [Задержание проводили] сотрудники, если это действительно сотрудники, а не какие-то головорезы, Главного управления МВД по Москве. Я считаю, что это люди – если погоны снять, то и от бандита не отличишь.
— У вас есть какие-то синяки? Вы говорите "скрутили руки, заталкивали"?
— Вы знаете, они меня затолкали, с двух сторон прижали. У меня был телефон в руках, я знала, что телефон я им никогда не отдам. Он у меня силой стал выдирать, причем пытаясь сломать мой телефон. Я его предупреждала: "Вы не имеете права, телефон я вам не отдам, ваши попытки сейчас отнять у меня силой, даже мужской силой, будут тщетны, я буду отстаивать свои права". Да, сопротивлялась как могла, силы только к ним нельзя применять: они же могут и нарисовать все что угодно.
Вообще, конечно, позорно. Я прекрасно знаю, чем это все заканчивается, как работает этот конвейер, как осуждают гражданских активистов, которые не в то время не там вдруг оказались и были захвачены и затащены в автозаки. А дальше работает конвейер.
— Елена, еще раз все-таки вернусь к своему вопросу: есть ли у вас следы того, как "скрутили руки, затолкали в машину"?
— К сожалению, у меня не осталось [следов], у меня только мой телефон и память осталась. Но у них, естественно, видео есть, которое они не предоставят никогда.
— Елена, на вас составили административный протокол?
— Административный протокол, с которым я не согласна: там наврали о том, что я что-то выкрикивала. Как обычно. Эти истории я десятками проходила в нашем суде.
— Штраф в итоге?
— 20.2, часть 5. Суда еще не было, суд будет принимать решение в понедельник, Кузьминский суд в 11 часов.
— Елена, есть ли у вас информация о том, сколько членов КПРФ сегодня и вчера вечером были задержаны?
— По моим данным, несколько десятков, причем не стесняются задерживать даже депутатов Мосгордумы.
— "ОВД-Инфо" подводит просто общую информацию, говорит о том, что больше 30 [человек], не все из них, правда, от КПРФ. При этом на официальном сайте КПРФ нет об этом сообщений. Более того, лидер вашей партии Геннадий Зюганов, обращаясь накануне к однопартийцам, сказал: "Проявите в это суровое время максимум сдержанности". Что происходит внутри партии?
— Я не отвечаю за других лиц, за партийных деятелей любого ранга, я отвечаю только за себя, за свою честность и порядочность. То, что я делаю, – я не жалею. Скажем так, другим советую поступать по совести, по чести, ну и рассчитывать на свои силы.
— То есть руководство партии не вступится?
— Я не привыкла бегать и жаловаться кому-то или чему-то. Наверное, за свои действия прежде всего я должна отвечать, это моя позиция.
— Вам не обидно от этого?
— Мне не обидно абсолютно, я знаю, что я прежде всего гражданин. И для меня вторично, к какой партии человек принадлежит или он беспартийный. Я буквально несколько месяцев назад только вступила в партию, это стечение определенных обстоятельств. Четыре года я была депутатом от КПРФ, но беспартийной. Но для меня это ценно, потому что важны позиции человека для меня, я вижу человека: духовный, порядочный, грамотный, человечный – все остальное для меня вторично. Воспринимайте такой, какая я есть. Я не обижаюсь на партию.
— На завтрашнюю акцию пойдете?
— Я еще не приняла решение. Но бояться я не буду. Свое я пожила, у меня достаточно порядочные родители, всю жизнь честно прожили, и бояться мне нечего, пугаться мне нечего. Пусть это знают все.