Ссылки

Новость часа

Как выглядит элитная недвижимость казахстанских чиновников в Дубае за сотни миллионов долларов. Расследование казахской службы Радио Свобода


Элитная недвижимость казахстанских чиновников в Дубае за сотни миллионов долларов. Расследование казахской службы Радио Свобода
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:38 0:00

Элитная недвижимость казахстанских чиновников в Дубае за сотни миллионов долларов. Расследование казахской службы Радио Свобода

Журналисты казахской службы Радио Свобода/Азаттык показали элитные апартаменты казахстанских чиновников в Дубае стоимостью в сотни миллионов долларов. За основу они взяли совместное расследование казахстанского издания "Власть" и международной организации OCCRP. Согласно отчету, опубликованному экспертами налоговой обсерватории Евросоюза, недвижимостью в Дубае владеют 1550 граждан Казахстана. В их собственности находятся 2700 объектов общей стоимостью больше одного миллиарда долларов: виллы, квартиры премиум-класса и офисы в фешенебельных бизнес-центрах.

Многие квартиры и дома, которые принадлежат казахстанской элите, находятся в коттеджном городке Arabian Ranches-2: он расположен в одном из самых дорогих районов Дубая. Здесь находится вилла, принадлежащая Есену Каиржану – бывшему главе нефтяных компаний "Торгай Петролеум" и "Каражанбасмунай". Площадь виллы – 600 квадратных метров. Ее приблизительная стоимость два с половиной миллиона долларов.

Журналисты Радио Свобода позвонили Есену Каиржану с вопросами о том, на какие деньги куплена недвижимость, и он даже ответил на звонок. Но был очень недоволен интересом к его иностранной вилле.

"Указали ли вы эту недвижимость официально при сдаче налоговой декларации? Вы публичное лицо. Вы работали на руководящих должностях в государственных нефтяных компаниях. Я вас об этом спрашиваю как журналист", – спросили расследователи Каиржана.

"Вы не можете вмешиваться во все только потому, что вы журналист. У кого нет собственности?!" – заявил в ответ чиновник.


По данным организации C4ADS, в официальном реестре недвижимости Дубая за 2020-й и 2022 годы также указаны члены семьи Алмаза Жаманбекова, бывшего замгендиректора национальных компаний "КазТрансГаз" и "КазТрансГаз онимдери". На сына, дочь и жену нефтяника записаны квартиры в жилых комплексах в элитных районах Дубая, в том числе на знаменитом острове Палм Джумейра. Общая их примерная стоимость три миллиона долларов. Сам Жаманбеков причастность к богатству членов его семьи отрицает.

"Я хочу еще раз сказать: я не женат. Я разведен давно. У меня нет жены. И что они там делают, я не в курсе", – заявил он позвонившим ему журналистам.

На вопрос, что он может сказать о недвижимости, которой владеют его сын и дочь, Жаманбеков сказал: "Они живут отдельно, не со мной живут. Я в 1998 году с ними разошелся. 20 лет прошло. Можете посмотреть, когда я был разведен".

Однако, несмотря на то, что нефтяник утверждает, что разошелся с женой еще 26 лет назад, в официальных документах как в 2010-м, так и в 2020-м годах Алмаз и Оксана Жаманбековы были записаны как муж и жена. Кроме того, в социальных сетях можно встретить их совместные фотографии во время путешествий по зарубежью, сделанные относительно недавно.

На Пануар Омарову, жену еще одного нефтяника из Казахстана, Асылбека Карибаева, в Дубае записана вилла на острове Палм Джумейра площадью 620 квадратных метров.

Ей же принадлежит и частный офис в комплексе "Армада 2". Стоимость всей этой недвижимости – больше шести с половиной миллионов долларов. Чтобы заработать такую сумму, казахстанцу со средней зарплатой в стране пришлось бы работать больше 600 лет и при этом не тратить на себя ни копейки.

На вопрос о происхождении средств, которые позволили купить такую недвижимость, Пануар Омарова журналистам не ответила.

Разумеется, не все 1550 казахстанцев, владеющих недвижимостью в Дубае, – чиновники или их родственники. Но эксперты тягу госслужащих к покупке жилья именно в Объединенных Арабских Эмиратах объясняют просто: это политика.

"Дубай – это место, куда вам стоит отправиться, если вы хотите получить второе гражданство или второй вид на жительство, – говорит эксперт по Центральной Азии Джон Хизершоу, профессор университета Exeter. – Мы не можем назвать человека коррумпированным только из-за того, что он приобрел недвижимость. Поэтому каждый случай следует рассматривать индивидуально. Откуда взялось богатство? Достаточно ли доходов от государственной работы или деловых интересов, чтобы купить дом за границей? Если это не так, сразу возникнут сомнения".

"Затем возникает второй вопрос: даже если у них есть заявленное богатство, как они его получили? Разбогатели ли они благодаря своей должности или своим друзьям в политике и власти? Если так, то это клептократия. Это форма коррупции, при которой богатство достигается за счет политических связей", – подчеркивает эксперт.

Руководитель "Бюро оппозиции Казахстана за рубежом"
Серик Медетбеков высказывается более жестко:

"Эта дубайская утечка нам показывает, что до 2020 года из страны было выведено около миллиарда долларов, и сейчас, естественно, эти цифры возросли, – указывает он. – У комитета по возврату незаконно приобретенных активов, должны возникнуть вопросы к этим людям. Первый вопрос: сдали ли они свою декларацию, есть ли это имущество в этой декларации? Второй вопрос, если есть основания, да, то есть этим людям необходимо объяснить, откуда появилось это их необъяснимое богатство".

"С точки зрения казахстанского законодательства сейчас у казахстанской Генеральной прокуратуры есть все инструменты для того, чтобы вернуть обратно в страну незаконно приобретенные активы", – говорит Медетбеков.

Журналисты Радио Свобода подчеркивают, что никого из фигурантов дубайского расследования напрямую ни в чем не обвиняют и даже наоборот – предлагают всем героям материала высказаться и объяснить происхождение своих богатств. В первой части расследования речь идет о нефтяниках и их родственниках. В следующих сериях они обещают рассказать о судьях и сотрудниках силовых структур Казахстана, которые также владеют элитной недвижимостью в Дубае.

XS
SM
MD
LG